Марсель Пруст
Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст (сокр. Марсель Пруст) — французский писатель, новеллист и критик, представитель модернизма в литературе. Получил всемирную известность как автор семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени» (фр. À la recherche du temps perdu), одного из самых значительных произведений мировой литературы XX века.
Биография
Марсель Пруст родился 10 июля 1871 года в Париже. Его отец был известным врачом[en] и занимал важный пост в Министерстве здравоохранения, мать принадлежала к богатой еврейской семье родом из Эльзаса-Лотарингии. Марсель провел детские годы[en] в Париже, уезжая на каникулы в расположенный недалеко от Шартра городок Иллье (ставший прототипом Комбре в романе «В поисках утраченного времени»). В девятилетнем возрасте он испытал первый приступ астмы, от которой страдал затем всю жизнь.
Невзирая на слабое здоровье, с одиннадцати до восемнадцати лет Пруст посещал парижский лицей Кондорсе, где добился блестящих успехов в литературе и философии. В 1890 году, после кратковременной службы в армии, поступил в Школу политических наук, намереваясь стать профессиональным дипломатом. В литературу Пруст входил медленно и с робостью: писал журналистские эссе и лишенные драматизма рассказы, в которых уже присутствовало исповедальное начало. Они были опубликованы в сборнике «Утехи и дни» (1896), который остался незамеченным, несмотря на благожелательное предисловие Анатоля Франса. Блестящие стилизации любимых и вместе с тем беспощадно пародируемых прозаиков были изданы в 1919 году под названием «Подражания и прочие мелочи». Марсель Пруст пробовал себя и в критике, но вскоре осознал, что рискует превратиться в поверхностного журналиста. Его первый роман «Жан Сантей» объемом в тысячу страниц оказался неровным и сбивчивым. Этот ученический опыт, созданный между 1896 и 1900 годами, увидел свет только в 1952 году.
Путь к славе
В 1908-1910 годах была написана литературоведческая книга «Против Сент-Бева» (опубликована в 1954), содержащая основные положения прустовской эстетики. Замысел и неторопливая реализация художественной саги Пруста относятся к годам, последовавшим за смертью его матери в 1905 году. Здоровье писателя ухудшилось, и немногие друзья, которых он принимал, считали его ипохондриком.
М. Пруст жил в своей легендарной комнате с пробковыми стенами, наглухо закрытой для доступа внешних запахов и шума. Время от времени он посещал нормандский городок Кабур (названный в романе Бальбек) или выходил из дома, чтобы полюбоваться скульптурами и архитектурой какой-нибудь старой церкви. Лишь немногие из его светских знакомых считали Пруста настоящим писателем.
Завершив в 1911 году «В сторону Свана» — первую часть своей огромной прозаической симфонии, Марсель нашел для нее издателя лишь через два года. Даже лучшие критики, озадаченные длинными предложениями и усложненным поэтическим стилем, не сумели понять, что новый взгляд на мир требует новых выразительных средств. Когда в 1918 году появилась вторая часть «Под сенью девушек в цвету», настроения публики изменились. Получив престижную Гонкуровскую премию, Пруст покинул свое убежище и стал бывать в свете, продолжая вместе с тем лихорадочно работать над разрастающимся романом.
Третья часть «У Германтов» оказалась настолько длинной, что была издана в два приема: первый том появился в 1920 году, а в 1922 второй том вышел одновременно с книгой, где была предпринята смелая попытка фронтальной атаки на общественные предрассудки — два тома под названием «Содом и Гоморра», опубликованные в 1921 и 1922 годах, составляют четвертую и пятую часть романа. Три части главного труда Марселя Пруста были опубликованы посмертно: «Пленница» (1924), «Беглянка» (1925) и «Обретенное время» (1927) — последняя часть и своеобразное завещание, где раскрываются психологическая структура романа и творческое кредо автора.
Наиболее известные работы
- 1896 — Утехи и дни (французское Les Plaisirs et les Jours);
- 1896 — 1899 — Жан Сантёй (фр. Jean Santeuil).
- 1908 — 1909 — Против Сент-Бёва (фр. Contre Sainte-Beuve).