Филателия
Филателия (язык почтовых марок) — собирание, изучение и систематизация знаков почтовой оплаты. Термин «филателия» введен в 1864 французским коллекционером Г. Эрпеном.
Объектами филателии являются наклеиваемые почтовые марки и марки гербового сбора, цельные вещи (конверты, карточки, формуляры с напечатанными почтовыми марками) , оттиски календарных, рекламных, специальных и других почтовых штемпелей, включая оттиски франкировальных машин, телеграммы, почтовые формуляры, квитанции, наклейки и ярлыки, а также другие материалы, относящиеся к различным аспектам деятельности почтовых ведомств и администраций.
Оглавление
В культуре
Филателия как область человеческих увлечений или занятий возникла во второй половине 1840-х гг. после появления почтовых марок. Первая почтовая марка была выпущена в Англии 6 мая 1840. Вскоре после этого почтовые марки появились и в других странах: США (1845), Маврикии (1847), Франции (1849), Испании (1850), Канаде (1851), Люксембурге (1852), Нидерландах (1852), Норвегии (1853), Швеции (1855), Мексике (1856).
Филателия сегодня (в XXI веке)
Сегодня большинство марок выпускаются перфорированными. Существует несколько вариантом зубцовки — линейная, рамочная, гребенчатая и им сочетания. Тип зубцовки очень важен для определения многих марок. Это вызвано тем, что в одной марке трудно, а подчас и невозможно отразить главные аспекты события — марка ведь мала по своему размеру.
Разновидности марок
Для того чтобы расширить информационные возможности марки, ее живописное поле, выпускаются так называемые марки с купонами. В российской филателии такие марки нередки — их купоны используются для размещения дополнительного текста или символов. Пристальное внимание филателистов вызывают так называемые разновидности: марки, на первый взгляд совершенно одинаковые, часто все-таки отличаются друг от друга. Эти отличия обычно возникают при изготовлении клише и печатании марок.
Филателические термины
Иногда возникает необходимость повторить выпуск марок с использованных однажды клише. Но эти клише, с которых уже отпечатан один тираж, имеют некоторые дефекты и признаки изношенности. В таких случаях производится «починка»— перегравировка клише. При этом рисунок марки остается прежним, но неизбежно возникают отличия в деталях, часто очень заметные. Такие марки и называют «новоделами».
Термин «стандарт» в филателии применяется тоже в не совсем обычном смысле. Марки стандартных выпусков внешне отличаются друг от друга. И все-таки у них есть общее: небольшой размер, лаконичность сюжета и, что важно, долгий срок службы. Большинство выпускающихся марок довольно быстро исчезает из обращения, их сменяют следующие выпуски, отмечающие различные события, и т. д.
А стандартную марку, главная задача которой — оплата корреспонденции, вы купите в любом почтовом окошке — тиражи этих марок огромны и регулярно пополняются. Первый стандартный выпуск марок был пущен в обращение в октябре 1923 года и использовался до 1928 года. Сейчас мы пользуемся стандартными марками двенадцатого выпуска, поступившего в обращение в 1976 году. Но одновременно в ходу и марки предыдущего выпуска, тираж которых еще не исчерпан.
Подделка марок в СССР
Советские марки первых лет не раз подделывались за рубежом, так как был огромный интерес филателистов к маркам Страны Советов. Поэтому в СССР стали применять бумагу с водяными знаками, один из которых получил название «ковер»— из-за сходства с распространенным узором тканых изделий.
В в XXI веке на Западе подделка марок превратилась в настоящую отрасль подпольного бизнеса — существуют целые фирмы которые процветают на этом малопочтенном поприще.