Последние статьи

    • Макс Берман
      Макс Берман (настоящее имя — Юрий Ушаков) — современный российский писатель, автор блога «Макс Берман. Пишущий айтишник». Родился ....
    • Андрей Наглис
      Андрей Романович Наглис – переводчик, координатор издательских проектов Русского литературного центра. Родился в 1978 году в ....
    • Наталья Коноплева
      Коноплева Наталья Витальевна — российский писатель, основная деятельность — психотерапевт. Родилась 26 апреля 1975 ....
    • Наталья Балынская
      Балынская Наталья Ринатовна — поэт-песенник, прозаик. Родилась в 1977 году в Магнитогорске. Общие сведения С 4 лет ....
    • Евгения Марцишевская
      Марцишевская Евгения Анатольевна — детский писатель. Родилась в Москве 23 января 1969 г. Общие сведения Евгения ....
    • Михаил Резяпкин
      Резяпкин Михаил Александрович — этнограф, путешественник, писатель. Родился 10 июля 1970 года в г. Курске. Общие сведения ....
    • Алексей Лызин
      Лызин Алексей Анатольевич — литератор и переводчик, член Правления Международного общественного объединения «Союз писателей ....
    • Владимир Слуцкий
      Владимир Юрьевич Слуцкий — прозаик, журналист. Также, публиковался под псевдонимом Влад Юрин. Родился 13 августа в 1955 ....
    • Артём Чанов
      Чанов Артём Николаевич — поэт, прозаик, педагог и общественный деятель. Родился 18 июля в 1986 году. Общие сведения Артём Чанов ....
    • Евгений Константинов
      Евгений Михайлович Константинов (псевдоним – Алексей Самочетов) – российский писатель-фантаст, главный редактор Антологии ....
    • Александра Мазуркевич
      Александра Валентиновна Мазуркевич  — российский художник и педагог. Автор ряда произведений для детей и семейного чтения. ....

Литературный агент

Литературный агент — это специалист в области торговли авторскими правами, работающий с книгоиздателями, кинопродюсерами, театральными продюсерами.

Литературные агенты основали институт лицензирования авторского права (идея впервые была разработана Стивеном Слезингером в 1920-е годы)

История профессии

Само понятие «литературный агент» пришло в мир из США, поскольку рынок услуг по подбору авторов в издательство или подбору авторам издательских домов, которые купят рукопись автору пришло именно из Америки. Это произошло по той причине, что в США развит принцип делегирования той или иной работы профессионалам: страховой агент, агент по недвижимости, агент по подборку персонала, агент по вкладам (брокер) и т.д.. В основном, литературными агентами становились бывшие редактора издательств или журналисты-литературные критики, которые имели большое число знакомств в литературном мире, понимание конъюнктуры рынка и читательского спроса. Также, литературный агент должен иметь практический опыт по выпуску книг и иной печатной продукции, т.е. иметь опыт работы в типографии или издательстве полного цикла — это дает агенту полное понимание о возможностях верного представления книги для правильной ее подачи читателю и составления возможной сметы для издателя. Последнее важно для ведения переговоров с издателями об авторских гонорарах.

Первые литературные агенты в Америке появились в 1890-е г., в Европе первые литературные агенты появились в 1970-е, в Азии первые литературные агенты появились в 1980-е, когда Япония и Китай стали активно распространять свою литературу за пределами страны. В России первым литературным агентом стала Вера Зверева в 1992 году. Последняя «вырастила» себе смену в лице Никиты С.Митрохина, который основал Русский литературный центр. 

Стандарты профессии

В XXI веке литературный агент совмещает в себе во всем мире несколько функций:

  • поиск и подбор авторов для издательских проектов
  • поиск и подбор издателей для авторов или конкретных книжных проектов

Первый тип литературных агентов работают в качестве дочерних компаний или внештатных консультантовпри издательстких домах и крупных корпорациях, заинтересованных в производстве отраслевой литературы. В России таких литературных агентов нет, хотя в разные годы такие функции предположительно выполняли «Banke, Goumen & Smirnova», Никита С.Митрохин или Ирина Горюнова.

Второй тип литературных агентов более развит, но уже давно не работает по принципу «ходить и предлагать автора или книгу», поскольку издательские дома готовы инвестировать либо в уже известных и популярных писателей, либо в писателей начинающих, но которым подходит определение « startup», т.е. когда писатель уже имеет какую-либо аудиторию в сети интернет или отдельном регионе, имеет авторский сайт, страницу в Википедии или Краткой литературной энциклопедии.

Таким образом, литературный агент может считаться таковым, если имеет ресурсы для выполнения следующих функций:

  • реклама автора, путем распространения информации об авторе в энциклопедиях, на книжных выставках-ярмарках и в СМИ;
  • реклама творчества автора, путем организации рецензий в СМИ, отзывов о книгах в сети Интернет, в т.ч. через блоги;
  • организация публикаций автора в альманахах, сборниках и выпуск сольных изданий автора малым тиражом, для создания самого прецедента выпуска книги и анализа спроса на книгу (иметь функции анализа спроса — обязательное условие для организации дальнейшего успешного продвижения автора);
  • консультирование автора по формированию его интернет-образа и определению площадок для виртуального выступления автора.

Принципы работы литературного агента

Любое литературное агентство рано или поздно начинает заниматься самостоятельным выпуском книг или журналов, поскольку это более выгодно, чем оказание только услуг по подбору авторов или издателей. Однако в различных странах это всегда происходит по разному. Например в США литературное агентство может работать исключительно по принципу перепродажи авторских прав долгие годы, лишь «развив» в компании также практику не только продвижения авторов, но и самостоятельный выкуп авторских прав для дальнейшего лицензирования выпуска книг авторов. По такому принципу действуют литературные агенты Рэя Брэдбери или Перри Мура. В Англии и Европе литературные агенты чаще совмещают в себе функцию и издательского дома, по такому принципу работают с Джоан Роулинг и Драйану Джейксу. В России литературное агентство как правило всегда является с первого дня своего открытия также и издательским домом или рекламным агентством и чаще наоборот — издательство становится для автора также литературным агентом.

Литературные агенты — мошенники

В России очень часто услуги литературных агентов или услуги по книгоизданию оказывают союзы писателей. Как показывает статистика Российской книжной палаты, в результате такого взаимодействия начиная с 2006 года (анализ ситуации на более раннем этапе не проводился) не было зафиксировано ни одного успешного выхода писателя на внутренний книжный рынок или международный. Из этого следует. что союзы писателей в России не способным совмещать в себе функции и литературного агента. Также, профессионалами рынка была замечена тенденция, когда литературное агентство наоборот открывалось, провозглашая себя литературным союзом. Так, например, появлялись союзы «писателей на почве» литературных порталов, где авторы публиковали свои произведения. Но в большинстве своем, такие литературные объединения дают лишь возможность «поиграть» человеку в писателя, не давая ему возможности реально развить свое творчество.

Признаки нечестного литературного агента:

  • Организация не имеет серийных книг или альманахов;
  • Литературный агент(агенство) взимает плату за рецензирование рукописи;
  • Организация не является активным участником международных книжных выставок-ярмарок;
  • Организация называет себя союзом писателей, но оказывает авторам услуги по выпуску книг и продвижению;
  • Организация  или человек работает на рынке продвижения авторов в качестве литературного агента более 10, 20, 30 лет и не может «похвастаться» успешными книжными проектами или авторами (важно отметить: в России в целом, если литературное агентство работает в качестве литературного агентства более 10 лет — это должно вызвать подозрения, поскольку не ясно, почему компания не «выросла» в самостоятельное издательство). 

Телекомпания ВГТРК таким образом обнаружила, что литературные союзы готовы выпустить книгу, написанную вовсе не человеком. Участником такого эксперимента стало неформально главное литературное объединение — Союз писателей России

Финансы

Средняя заработная плата литературного агента на 2019 год:

  • США и Канада — 3 500 $
  • Англия и Европа — 2 000 £ и 2 500 €
  • Российская Федерация — 90 000 ₽

Средняя процентная ставка литературного агента на 2019 год:

  • США и Канада — 20 %
  • Англия, Европа и Российская Федерация —  25 %

ТОП литературных агентов в России

В 2016 году лучшим литературным агентом в России был признан Митрохин Никита Сергеевич по версии социальной сети профессионалов LinkedIn.

В 2018 году  в ЖЖ появился самостоятельный ТОП-6 лучших литературных агентов. В него вошли:

  1. Юлия Гумен из «Banke, Goumen & Smirnova»
  2. Ирина Горюнова
  3. Никита Митрохин из Русского литературного центра
  4. Дмитрий Кравчук из Российского союза писателей
  5. Денис Сухейко из литературного агентства «Новые имена»
  6. Олеся Саган и литературное агентство «ЛитМедиа»

 

 

Хотите рассказать о статье друзьям?
Sidebar