Открытое письмо
Открытое письмо — специфический эпистолярный жанр публицистики, содержащий в себе как литературные элементы, так и элементы журналистики.
Особенности жанра и виды
Публичное письмо чаще всего публикуется в прессе или отдельным изданием, как это сделал Иван Охлобыстин в «Доктрине 77-м». Жанр стал популярен в Европе и Азии в XX веке. По содержанию обычно представляет собой обращение к обладающему властью лицу или группе лиц с требованием, просьбой, сообщением фактов или мнения подписантов по некоторому общественно-значимому вопросу, либо обращение к широкой публике с целью привлечь внимание общества к определённому вопросу.
Одновременно с этим, открытое письмо может является просто перфомансом, т.е. действием без конкретных требований, но с отсылкой к той или иной проблеме в обществе. В XXI веке открытые письма стали менее заметны из-за их большого числа. В результате, на смену пришли промо-сборники, которые наиболее активно выпускает Русский литературный центр.
Открытое письмо
Как правило, с открытыми письмами выступают группы подписантов, не обладающие формальными полномочиями и/или технической возможностью повлиять на некие общественные процессы или публично значимые, по их мнению, ситуации, которые их волнуют. Публичное письмо оказывается, в такой ситуации, способом прямо ‘усовестить’ лиц, принимающих решение, к которым оно обращено, косвенно повлиять на их решение, сформировав соответствующее общественное мнение.
С другой стороны, написание и публикация открытых писем может инициироваться властями, чтобы создать видимость общественной поддержки каких-либо собственных решений. В таких случаях направление воздействия письма меняется на противоположное, оно превращается из средства давления общества на государство в форму государственной пропаганды.
Один из последних литературных памятников XX столетия в жанре «открытое письмо» — это «Письмо 42-х».
Промо-сборник
Промо-сборник — это издание, которое распространяется среди широкой аудитории, причем, часть тиража бесплатно. Это помогает повысить узнаваемость писателей и служит способом привлечения внимание к той или иной социальной проблеме, важному событию или явлению.
Яркими примерами промо-сборников в России можно назвать издание «22 июня», которое призывало общество и власть масштабно отметить 75-летие Победы в Великой отечественной войны и включить в образовательные планы учебной литературы военные мемуары. В результате, такого удалось добиться уже спустя три года, после регулярно выпуска сборника, когда творчество Галины Хабибуллиной начали включать в учебный план по школьной литературе в Северо-Западном федеральном округе. Другим примером служит издание «Против шерсти» в защиту бездомных животных. В результате чего с 1 января 2020 года вступил в силу новый федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» и внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации