Последние статьи

    • Дмитрий Полетаев
      Полетаев, Дмитрий Александрович — ученый в области радиофизики, писатель. Родился 21 ноября в 1984 году. Общие сведения ....
    • Ксения Горелова
      Горелова, Ксения Ростиславовна  – письменный переводчик и копирайтер, автор песен, в прошлом журналист. Общие сведения Ксения ....
    • Александра Меркина
      Меркина, Александра Александровна — писатель, поколения Z. Родилась 14 февраля в 2010 году. Общие сведения Свой творческий ....
    • Анна Алтунина
      Алтунина,  Анна Александровна  — прозаик и поэт, поколения Z. Родилась 18 февраля 1996 года в Иркутске. Общие сведения Анна ....
    • Татьяна Корепова 
      Корепова, Татьяна Александровна — блогер, писатель, поэтесса.  Родилась 10 августа 1985 года в городе Дзержинск, ....
    • Анатолий Казачин
      Анатолий Казачин — писатель, постоянный автор Русского литературного центра. Родился в 1932 году в Ленинграде Биография ....
    • Евгений Антипов
      Антипов, Евгений Валерьевич — кандидат биологических наук, доцент и поэт. Родился 29 мая в 1987 году в Куйбышеве (в ....
    • Леонид Доброхотов
      Доброхотов, Леонид Васильевич – писатель, драматург, киносценарист. Один из последних представителей «поколения дворников и ....
    • Серафима Стихия
      Серафима Стихия – поэтесса, композитор, автор и исполнитель песен поколения X. Родилась 17 февраля 1994 года. Общие сведения ....
    • Геннадий Банников
      Банников, Геннадий Алексеевич — российский поэт, бард и ученый. Включен в международный библиографический указатель ....
    • Леонид Михелев
      Михелев, Леонид Ильич — писатель, член редколлегии Гамбургского литературного общества «Источник».  Родился 7 марта 1932 ....
    • Эльза Воскресная
      Эльза Воскресная или Elea Culac (настоящее имя — Элеонора Кулак) — писатель и журналист из Молдовы, родом из ....
    • Анастасия Уткина
      Уткина, Анастасия Викторовна — писатель, филолог и библиотекарь из города Курган. Автор сборников  «Первоцвет» и ....
    • Борис Морозов
      Морозов, Борис Федорович — писатель, член Союза писателей России, публикуется с 1966 года. Ряд его произведений опубликован ....

Актерство

Актерское искусство (актерство) — искусство создания сценических образов (ролей) в театральных и других зрелищных представлениях; вид исполнительского творчества.

Творческие методы

Рабочие инструменты актера – это его психофизические данные: тело; пластика; моторика; голосовые данные (дикция, связки, дыхательный аппарат); музыкальный слух; чувство ритма; эмоциональность; наблюдательность; память; воображение; эрудиция; скорость реакции и т.д. Соответственно, каждое из этих качеств нуждается в развитии и постоянном тренинге – только это позволяет актеру находится в рабочей форме. Как балетному актеру каждый день приходится начинать с цикла упражнений у станка, оперному – с вокализа и распевок, так драматическому актеру насущно необходимы ежедневные занятия сценической речью и движением.

Каждая сыгранная роль является сложным конгломератом творчества нескольких индивидуальностей: полноправными соавторами актера в процессе подготовки спектакля становятся драматург, режиссер, композитор, балетмейстер, художник, гример и другие члены постановочной группы. Однако на самом спектакле актер остается один на один со зрительным залом; он становится конечным проводником, транслятором коллективного творческого замысла зрителю. Важнейшим соавтором актерской работы становится и сам зрительный зал, внося ежедневные коррективы в отрепетированную роль. Процесс актерского творчества всегда совершается совместно со зрителем, в момент спектакля. И каждый спектакль остается уникальным, неповторимым.

История

Истоки актерского искусства восходят к массовым действам ранних языческих обрядов и ритуалов, синкретически объединивших зачатки всех видов искусства. В этих обрядах разыгрывались, подавались в театральной форме различные сцены, связанные с ключевыми моментами жизни общества (охота; действия, сопровождающие смену календарного цикла и долженствующие способствовать плодородию; ритуалы инициации; действия, направленные на взаимоотношения с духами предков и богами; и т.д.). Постепенно массовые ритуальные действия, исполняемые всем родом или племенем, преобразовались в групповые, что закономерно привело к разделению участников на исполнителей и зрителей. Первыми предшественниками актеров были, несомненно, шаманы и жрецы, чьей главной задачей (наряду с осуществлением магических действ) было эмоциональное воздействие на зрителей.

В Древней Греции

В Древней Греции господствовали два достаточно изолированных друг друга стиля актерского исполнения: монументально-эпический в трагедии и буффонно-сатирический в комедии. Однако и в той, и другой стилистике обязательными были широкий жест, преувеличенное, гиперболическое изображение чувств, форсированное воспроизведение звука. При этом речевые актерские приемы, используемые в трагедии и комедии, кардинально отличались друг от друга: в трагедии – четкое и размеренное произнесение текста (каталоге) сменялось речитативом (паракаталоге) и пением (мелос); речь комедийных актеров была предельно динамична, насыщена резкими и неожиданными переменами интонаций, криком, визгом, захлебыванием от быстрого произнесения текста (пнигос). Общая монументальность и гиперболизированный стиль актерского исполнения диктовался в первую очередь гигантскими размерами театров, вмещавших десятки тысяч зрителей, и тем, что спектакли шли на открытом воздухе – при отсутствии микрофонов. Необходимостью быть увиденным из любой точки гигантского зрительного зала определялись и «преувеличенные» принципы костюмов – котурны, маски, высокие головные уборы в трагедии; уродливые маски, накладные горбы, животы и зады в комедии.

Актерство на Востоке

В дальнейшем намечаются два пути развития театра в целом и актерского искусства в частности. В одном случае (страны Востока) театр сохраняет устойчивую связь с религией, и актерское искусство формируется под влиянием присущих религии аллегорических приемов выразительности, бережно сохраняя застывшие традиционные формы и совершенствуясь внутри четких канонических рамок (например, индонезийские театры «топенг» и «ваянг-голек»; японские – Но и Кабуки, и т.д.). В другом случае (античная Греция) в драматургии и театральном искусстве все отчетливее звучат светские, социальные мотивы, что способствует более гибкому развитию разнообразных форм театра и актерских техник.

Актерство в Европейских странах

История европейского актерского искусства в свою очередь распадается на две основные линии развития: народное искусство странствующих актеров (как правило, составляющих оппозицию официальной власти и формирующееся в жестких условиях постоянных преследований и гонений), и официальное театральное искусство (развивающееся при поддержке власти, – как клерикальной, так и светской, – широко использующей театр в идеологических целях, формируя систему политических, правовых, религиозных и т.п. взглядов общества). Практически вплоть до конца 19 в. эти две линии актерского искусства развивались изолированно друг от друга (о взаимовлиянии можно говорить скорее на материале театра в целом). Толчком к синтезу, объединению и взаимопроникновению двух различных актерских техник послужило зарождение искусства режиссуры, выведшего театр на принципиально новый уровень развития. Так, первые опыты перенесения народной актерской техники в сценические постановки были предприняты в театральном искусстве Серебряного века (практическое изучение принципов комедии дель арте и балагана). До этого времени народная линия актерского искусства развивалась в едином русле – основываясь на импровизации, злободневности, постоянных персонажах-масках, культивирующих скорее типические, нежели индивидуальные черты. Зато официальное европейское актерское искусство, развивающееся совместно с драматургией, сценографией и иными видами искусства, прошло через самые разнообразные этапы и эстетические направления.

 

Хотите рассказать о статье друзьям?
Sidebar