Августин Блаженный | Литературная энциклопедия

    Последние статьи

    • Егор Живоглядов (Егор Вьюга)
      Живоглядов Егор Владимирович (псевдоним Егор Вьюга) — писатель и поэт из Новосибирска, занимается музыкой. Творческая ....
    • Виктория Федотова
      Федотова, Виктория Владимировна — поэтесса и писатель, также, выступает в качестве композитора. Родилась 11 июня 1975 года ....
    • Открытое письмо
      Открытое письмо — специфический эпистолярный жанр публицистики, содержащий в себе как литературные элементы, так и элементы ....
    • Письмо 42-х
      Письмо сорока двух — открытое обращение группы известных литераторов и редакторов к россиянам. Отличалось от большинства открытых ....
    • Ерошенко, Василий Яковлевич
      Василий Ерошенко — известный в Китае и Японии русский писатель. Почетный белгородец. Родился 31 декабря в 1889 году в селе ....
    • Огата Эйлин
      Огата Эйлин (нас.имя — Алена Коколева) — современная российская поэтесса, специалист библиотечного дела. Родилась в ....
    • Чертовских, Евгений Викторович
       Евгений Чертовских – писатель современной русской бытовой прозы, автор более 100 новелл и коротких рассказов. Родился в Германии ....
    • Ида Рожкова
      Ида Рожкова — поэт и писатель из Москвы (настоящее имя — Зинаида Рожкова). Родилась в 1993 году в Москве. Общие сведения Ида ....
    • Потапова, Татьяна Викторовна
      Татьяна Потапова — прозаик-любитель, заявившая о себе еще в СССР. Родилась 8 июля в 1960 году в Москве. Общие сведения ....
    • Денис Петров-Жеребченко
      Денис Геннадьевич Петров — Жеребченко — поэт, Член Союза Театральных Деятелей России, режиссер МТ «Новая Опера» им. ....
    • Татьяна Лутава
      Татьяна Лутава (наст.имя — Татьяна Анатольевна Финоченко) — поэт и журналист, seo-специалист поколения Y. Общие ....

Августин Блаженный

Аврелий Августин Блаженный (354, Тагаст, Северная Африка – 430, Гиппон, Северная Африка), латинский богослов и писатель, епископ Гиппона. Один из плодовитейших писателей мировой литературы (93 труда в 232 книгах)

Культурное наследие

Непререкаемый авторитет в богословии и философии Средневековья, Августин до начале XXI века остаётся одним из влиятельных мыслителей, чьё воздействие признают как религиозные, так и светские философские течения (в т. ч. экзистенциализм ). Тонкий психологизм, опыт пристального самонаблюдения «Исповеди» оказали мощное влияние на мировую литературу – от «Истории моих бедствий» П. Абеляра до «Исповеди» Ж. Ж. Руссо и, через неё, трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность».

Известные работы

Августин сочетал горячее ощущение радости бытия со способностью к самоотречению и высшему напряжению духовной жизни, а непосредственную страстность переживаний – с глубиной и беспощадностью самоанализа, что в первую очередь отразилось в знаменитой «Исповеди» – трактате-автобиографии, рассказавшем о пути Августина начиная с младенчества: через заблуждения, ошибки, даже пороки бурной юности и соблазны скептицизма (неверия в возможность установления истины) – к приятию единого христианского Бога, бытие которого Августин выводил из особенностей человеческого сознания. Признавая наличие тёмных «бездн» в душе человека, Августин приходил к выводу о необходимости Божественного благодати, «милости Божьей» для того, чтобы вывести человека из греха и тем самым спасти его.

Если в «Исповеди» Августин впервые в мировой литературе показал динамику человеческой личности, то в другом труде, трактате «О Граде Божием», написанном под впечатлением от взятия Рима ордами вестготов (410), Августин обратился к динамике человеческой истории. Здесь Августин утверждает два противоположных вида человеческой общности: «град земной», то есть государственность, основанную «на любви к себе, доведённой до презрения к Богу», и «Град Божий» – духовную общность, основанную на «любви к Богу, доведённой до презрения к себе». Августин подчёркивает «бездомность» Града Божьего, отнюдь не тождественного теократии – власти Церкви в государстве. Метко и остро критикуя государственную власть как «большую разбойничью шайку», Августин в то же время признаёт необходимость насилия – от совершаемого над ребёнком в школе (выразительно описанного в «Исповеди») до насилия государственного, – ибо только так, по его мнению, можно обуздать изначальную греховность, испорченность человека.

 

Хотите рассказать о статье друзьям?
Sidebar