Последние статьи

    • Еврейская литература
      Еврейская литература — восходит к Ветхому завету и проходит золотой нитью до современной литературы на иврите. Основным ....
    • Карпицкая, Валентина Леонидовна
      Валентина Леонидовна Карпицкая —  поэт, прозаик, родилась 6 марта 1964 года в городе Орша Витебской области. Член Союза ....
    • Чаадаев, Петр Яковлевич
      Перт Яковлевич Чаадаев — русский философ, массон и выдающийся публицист. Его труды очень уважал Владимир Ленин из-за чего ....
    • Рябухин, Борис Константинович
      Борис Рябухин (лит. псевдоним Борис Карин) — поэт, прозаик, драматург,  критик, публицист, Резидент Русского литературного ....
    • Владимир Обучаев
      Владимир Афанасьевич Обучаев — основоположник советской научной фантастики, член Академии наук СССР (1929). Почетный ....
    • Юджин О’Нил
      Юджин О’Нил (Eugene O’Neill) — американский драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 1936. Годы ....
    • Буковский, Юрий Анатольевич
      Юрий Анатольевич Буковский – детский писатель, журналист. Родился и живёт в России, в Санкт-Петербурге, член Союза писателей ....
    • Мустафин, Айрат Равильевич
      Айрат Мустафин – поэт, прозаик, сценарист, автор слов песен. Член Союза писателей России. Резидент Русского литературного центра. ....
    • Митрохин, Сергей Дмитриевич
      Сергей Дмитриевич Митрохин — член Диссертационного совета ВАК при МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского, член редакционного совета ....
    • Русский литературный центр
      Национальное агентство по печати и СМИ «Русский литературный центр» (сокр. Русский литературный центр, Нацпечати, РЛЦ) — ....
    • Пастернак, Борис Леонидович
      Борис Леонидович Пастернак — советский поэт, прозаик, переводчик. Родился 10 февраля 1890 в Москве, умер 30 мая 1960 от ....
    • Уальд, Оскар
      Оскар Уальд (допустимо также – Уайлд и Уальд) — нглийский драматург, поэт, прозаик и критик. Полное имя – Оскар Фингал ....
    • Парижская нота
      Парижская нота — движение в русской эмигрантской поэзии конца 1920-х годов, лидером которого считали Г.Адамовича, а ....
    • Пандора
      Пандора — в греческой мифологии, первая женщина на земле, изготовленная Гефестом по приказанию Зевса. Каждый из богов ....
    • Замятин, Евгений Иванович
      Евгений Иванович Замятин — русский писатель. Родился 20 января (1 февраля) 1884 в г.Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая ....

Парижская нота

Парижская нота — движение в русской эмигрантской поэзии конца 1920-х годов, лидером которого считали Г.Адамовича, а наиболее яркими представителями Б.Поплавского, Л.Червинскую (1906–1988), А.Штейгера (1907–1944); близок ему был и прозаик Ю.Фельзен (1894–1943). Об особом, парижском течении в поэзии Русского Зарубежья первым заговорил в 1927 Адамович, хотя название «парижская нота», по-видимому, принадлежит Поплавскому, писавшему в 1930: «Существует только одна парижская школа, одна метафизическая нота, все время растущая – торжественная, светлая и безнадежная».

Философия движения

Движение, признавшее эту «ноту» главенствующей, считало поэтом, наиболее полно выразившим опыт изгнания, Г.Иванова, а свою программу (специальных манифестов движение не обнародовало) противопоставляло принципам поэтической группы «Перекресток», которая следовала эстетическим принципам В.Ходасевича. В своих откликах на выступления «Парижской ноты» Ходасевич подчеркивал недопустимость превращения поэзии в «человеческий документ», указывая, что реальные творческие свершения возможны только как итог освоения художественной традиции, в конечном итоге приводящей к Пушкину. Этой программе, вдохновлявшей поэтов «Перекрестка», приверженцы «Парижской ноты» противопоставили вслед за Адамовичем взгляд на поэзию как на прямое свидетельство о пережитом, сведение «литературности» к минимуму, так как она мешает выразить неподдельность чувства, навеянного метафизической тоской. Поэзию, согласно программе, намеченной Адамовичем, надлежало «сделать из материала элементарного, из «да» и «нет»… без каких-либо украшений».

«Парижская нота» противопоставила требованиям вжиться в русскую традицию свой принцип широкого творческого диалога с европейской поэзией, от французских «проклятых поэтов» до сюрреализма, и установку на эксперимент, вызывавший скептичные комментарии противников этой поэзии от З.Гиппиус до критика А.Бема.

Не издав ни одного альманаха, который обозначил бы общую мировоззренческую и творческую позицию, и не проведя ни одного коллективного вечера, поэты «Парижской ноты» тем не менее достаточно ясно выразили круг настроений и эстетическую ориентацию, позволившую говорить о целостном явлении. Ранняя смерть Поплавского и Штайгера, гибель Фельзена, ставшего жертвой нацистского геноцида, не позволили «Парижской ноте» осуществить свой потенциал и даже заставили Адамовича по прошествии двух десятилетий заявить, что «нота не удалась», сделав оговорку, что она «прозвучала не совсем напрасно». Однако приверженность этой программе Червинская или разделявший ее основные принципы поэт В.Мамченко (1901–1982) сохранили до конца своего творческого пути.

Sidebar