Последние статьи

    • Шарандин, Алексей Петрович
      Алексей Петрович Шарандин — писатель, резидент Русского литературного центра. Родился 18 октября 1949 года в Тамбове. ....
    • Ильинский волнорез
      Книга «Ильинский волнорез», автор — писатель, член Союза писателей России, Борис Алексеев. Жанр книги – современная ....
    • Кушалино
       Книга «Кушалино», автор Сергей Никифоров. Пожалуй, не найдётся человека, который рано или поздно начинает по-особому относиться ....
    • Климкин, Евгений Игоревич
      Евгений Климкин  — писатель, поэт. Биография Родился 05 апреля в 1990 году в г. Свердловске (ныне Екатеринбург). С 2007-го ....
    • Канявский, Яков Исаевич
      Яков Исаевич Канявский — писатель, публицист.   Биография Яков Канявский родился 23 октября 1937 года в городе ....
    • Емельяненко, Наталья Александровна
      Наталья Александровна Емельяненко  — писатель. Родилась 05 августа 1978 года в городе Ташкенте Узбекской ССР.  Образование ....
    • Сухоруков, Денис Борисович
      Денис Сухоруков — писатель, драматург, публицист. Родился в 1976 году в Москве в семье журналиста, учился в Финансовой ....
    • Молостов, Семен Владимирович
      Семен Молостов — писатель.   Биография Родился в г. Караганда Казахской ССР 16 января 1969 г. Закончил школу в ....
    • Лазарева, Елена Николаевна
      Елена  Лазарева — писатель, поэт-переводчик, собиратель фольклора. Биография Елена Лазарева родилась в 1959 году; до десяти лет ....
    • Корчагин, Павел Михайлович
      Павел Корчагин — поэт. Родился 05 сентября 1981 г.  в Ульяновске, в настоящее время проживает в  г.Старая Купавна Ногинский ....
    • Чернов, Юрий Александрович
      Юрий Чернов — поэт. Член Союза писателей России. Биография Родился 11 мая 1959г. в Красноярске, живет и работает в родном ....
    • Орлов, Максим Томасович
      Максим Орлов —  писатель, поэт, литературный критик, публицист. Лауреат нескольких литературных конкурсов. Член Союза ....
    • Голубев, Виктор Николаевич
      Виктор Голубев — писатель, Резидент Русского литературного центра. Биография Виктор Голубев родился в Ленинграде в 1963 г. ....
    • Кайгородов, Григорий Константинович
      Григорий Константинович Кайгородов  — поэт. Врач. Детский поэт. Член Союза писателей России. После окончания Свердловского ....
    • Собинина, Оксана Васильевна
      Оксана Васильевна Собинина – писатель, общественный деятель. Родилась 19 января 1984 года. Живет и работает в г. Мурманске. ....

Парижская нота

Парижская нота — движение в русской эмигрантской поэзии конца 1920-х годов, лидером которого считали Г.Адамовича, а наиболее яркими представителями Б.Поплавского, Л.Червинскую (1906–1988), А.Штейгера (1907–1944); близок ему был и прозаик Ю.Фельзен (1894–1943). Об особом, парижском течении в поэзии Русского Зарубежья первым заговорил в 1927 Адамович, хотя название «парижская нота», по-видимому, принадлежит Поплавскому, писавшему в 1930: «Существует только одна парижская школа, одна метафизическая нота, все время растущая – торжественная, светлая и безнадежная».

Философия движения

Движение, признавшее эту «ноту» главенствующей, считало поэтом, наиболее полно выразившим опыт изгнания, Г.Иванова, а свою программу (специальных манифестов движение не обнародовало) противопоставляло принципам поэтической группы «Перекресток», которая следовала эстетическим принципам В.Ходасевича. В своих откликах на выступления «Парижской ноты» Ходасевич подчеркивал недопустимость превращения поэзии в «человеческий документ», указывая, что реальные творческие свершения возможны только как итог освоения художественной традиции, в конечном итоге приводящей к Пушкину. Этой программе, вдохновлявшей поэтов «Перекрестка», приверженцы «Парижской ноты» противопоставили вслед за Адамовичем взгляд на поэзию как на прямое свидетельство о пережитом, сведение «литературности» к минимуму, так как она мешает выразить неподдельность чувства, навеянного метафизической тоской. Поэзию, согласно программе, намеченной Адамовичем, надлежало «сделать из материала элементарного, из «да» и «нет»… без каких-либо украшений».

«Парижская нота» противопоставила требованиям вжиться в русскую традицию свой принцип широкого творческого диалога с европейской поэзией, от французских «проклятых поэтов» до сюрреализма, и установку на эксперимент, вызывавший скептичные комментарии противников этой поэзии от З.Гиппиус до критика А.Бема.

Не издав ни одного альманаха, который обозначил бы общую мировоззренческую и творческую позицию, и не проведя ни одного коллективного вечера, поэты «Парижской ноты» тем не менее достаточно ясно выразили круг настроений и эстетическую ориентацию, позволившую говорить о целостном явлении. Ранняя смерть Поплавского и Штайгера, гибель Фельзена, ставшего жертвой нацистского геноцида, не позволили «Парижской ноте» осуществить свой потенциал и даже заставили Адамовича по прошествии двух десятилетий заявить, что «нота не удалась», сделав оговорку, что она «прозвучала не совсем напрасно». Однако приверженность этой программе Червинская или разделявший ее основные принципы поэт В.Мамченко (1901–1982) сохранили до конца своего творческого пути.

Sidebar