Последние статьи

    • Еврейская литература
      Еврейская литература — восходит к Ветхому завету и проходит золотой нитью до современной литературы на иврите. Основным ....
    • Карпицкая, Валентина Леонидовна
      Валентина Леонидовна Карпицкая —  поэт, прозаик, родилась 6 марта 1964 года в городе Орша Витебской области. Член Союза ....
    • Чаадаев, Петр Яковлевич
      Перт Яковлевич Чаадаев — русский философ, массон и выдающийся публицист. Его труды очень уважал Владимир Ленин из-за чего ....
    • Рябухин, Борис Константинович
      Борис Рябухин (лит. псевдоним Борис Карин) — поэт, прозаик, драматург,  критик, публицист, Резидент Русского литературного ....
    • Владимир Обучаев
      Владимир Афанасьевич Обучаев — основоположник советской научной фантастики, член Академии наук СССР (1929). Почетный ....
    • Юджин О’Нил
      Юджин О’Нил (Eugene O’Neill) — американский драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 1936. Годы ....
    • Буковский, Юрий Анатольевич
      Юрий Анатольевич Буковский – детский писатель, журналист. Родился и живёт в России, в Санкт-Петербурге, член Союза писателей ....
    • Мустафин, Айрат Равильевич
      Айрат Мустафин – поэт, прозаик, сценарист, автор слов песен. Член Союза писателей России. Резидент Русского литературного центра. ....
    • Митрохин, Сергей Дмитриевич
      Сергей Дмитриевич Митрохин — член Диссертационного совета ВАК при МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского, член редакционного совета ....
    • Русский литературный центр
      Национальное агентство по печати и СМИ «Русский литературный центр» (сокр. Русский литературный центр, Нацпечати, РЛЦ) — ....
    • Пастернак, Борис Леонидович
      Борис Леонидович Пастернак — советский поэт, прозаик, переводчик. Родился 10 февраля 1890 в Москве, умер 30 мая 1960 от ....
    • Уальд, Оскар
      Оскар Уальд (допустимо также – Уайлд и Уальд) — нглийский драматург, поэт, прозаик и критик. Полное имя – Оскар Фингал ....
    • Парижская нота
      Парижская нота — движение в русской эмигрантской поэзии конца 1920-х годов, лидером которого считали Г.Адамовича, а ....
    • Пандора
      Пандора — в греческой мифологии, первая женщина на земле, изготовленная Гефестом по приказанию Зевса. Каждый из богов ....
    • Замятин, Евгений Иванович
      Евгений Иванович Замятин — русский писатель. Родился 20 января (1 февраля) 1884 в г.Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая ....

Аверченко, Аркадий Тимофеевич

Аркадий Тимофеевич Аверченко — русский писатель, сатирик, театральный критик. При жизни был признан королем русской сатиры. Родился 15 (27) марта 1881 в Севастополе, а умер 12 марта 1925 в Праге.

Биография

Ранние годы

Отец Аркадия — Тимофей Аверченко – по признанию самого сына был не очень успешным мелким торговцем. Ввиду его полного разорения Аркадию Аверченко пришлось доучиваться «дома, с помощью старших сестер» (из автобиографии). В 1896, пятнадцати лет от роду, юный Аркадий поступил конторщиком на донецкую шахту; через три года переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании.

В период революционных событий 1905–1907 молодой Аркадий Аверченко обнаружил у себя публицистический талант и предприимчивость. Он создал свои первые, правда недолговечные, периодические издания. В них он издавал очерки, фельетоны и юморески. Но,  выпустив несколько номеров сатирических журналов «Штык» и «Меч» он потерпел первое в своей жизни фиаско — издание запретила цензура.

Старт в литературе

Первый рассказ Аверченко «Уменье жить» был опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в 1902. Серьезной заявкой литератора явился рассказ «Праведник», опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904.

Издательский опыт пригодился ему в 1908 в Санкт-Петербурге, когда он предложил редакции зачахшего юмористического журнала «Стрекоза» (где еще в 1880 был опубликован первый рассказ Чехова) реорганизовать издание. Став секретарем редакции, Аверченко осуществил свой замысел: с 1 апреля 1908 «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». Как отмечал в статье Аверченко и «Сатирикон» (1925) А.И.Куприн, журнал «сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же – чуткая середина – необыкновенно быстро открыли его». Именно ориентация на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой и литературой, обеспечила «Сатирикону» его огромный успех. Помимо завзятых юмористов, таких, как Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к сотрудничеству в журнале Аверченко сумел привлечь Л.Андреева, С.Маршака, А.Куприна, А.Н.Толстого, С.Городецкого и многих других поэтов и прозаиков. Постоянным сотрудником «Сатирикона» и вдохновителем всех журнальных начинаний был сам Аверченко; становлением писателя первой величины была сатириконовская карьера Н.А.Лохвицкой (Тэффи). Помимо журнала выпускалась «Библиотека Сатирикона»: в 1908–1913 было опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов, в том числе и первый сборник рассказов Аверченко Веселые устрицы (1910), выдержавший за семь лет двадцать четыре издания.

Эпоха «Сатирикона»

В 1913 редакция «Сатирикона» раскололась, и «аверченковским» журналом стал «Новый Сатирикон» (1913–1918). Редкий номер прежнего и нового издания обходился без рассказа или юморески Аверченко; печатался он и в других «тонких» журналах массовой циркуляции, таких, как «Журнал для всех» и «Синий журнал». Рассказы отбирались, дополнительно редактировались и издавались сборниками: Рассказы (юмористические). Кн. 1 (1910) – сюда были заодно «сброшены» ранее, еще до «Сатирикона» опубликованные вещи; Рассказы (юмористические). Кн. 2. Зайчики на стене (1911), Круги по воде (1912), Рассказы для выздоравливающих (1913), О хороших в сущности людях (1914), Сорные травы (1914 – под псевдонимом Фома Опискин), Чудеса в решете (1915), Позолоченные пилюли (1916), Синее с золотом (1917). Выработался комплексный тип рассказа Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее ее до полнейшего абсурда, который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим. Его гипертрофированные анекдоты не имеют и тени правдоподобия; тем успешнее используются они для мистификации и отстранения действительности, нужного «интеллигентной» публике (словцо «интеллигентный» было введено в широкий обиход при немалом содействии «Сатирикона»), которая во время «Серебряного века» старалась хоть немного ослабить мертвую хватку народнической идеологии: иногда для противодействия ей использовался даже доморощенный социал-демократизм, и следы его явственны в «Сатириконах».

«Сатириконовцы» во главе с Аверченко чрезвычайно дорожили своей благоприобретенной репутацей «независимого журнала, промышляющего смехом», и старались не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности (во всех этих смыслах образцовым автором была Тэффи). Политической позицией журнала была подчеркнутая и несколько издевательская нелояльность: позиция очень выгодная в тогдашних условиях почти полного отсутствия цензуры, воспрещавшей лишь прямые призывы к свержению власти, зато позволявшей сколько угодно осмеивать любые ее проявления, в том числе и самое цензуру.

Февральскую революцию 1917 Аверченко со своим «Новым Сатириконом», разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная «демократическая» свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской интеллигенции, как чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд приобрел новый пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой действительности и выглядеть как «черный юмор». Впоследствии подобная «гротесковость» обнаруживается у М.Булгакова, М.Зощенко, В.Катаева, И.Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху.

Эпоха относилась к юмору сурово: в августе 1918 «Новый Сатирикон» был запрещен, и Аверченко бежал на белогвардейский Юг, где публиковал в газетах «Приазовский край», «Юг России» и др. антибольшевистские памфлеты и фельетоны, а в октябре 1920 отбыл в Стамбул с одним из последних врангелевских транспортов. Тогда же вырабатываются новые типы рассказов Аврченко, впоследствии составивших книги Дюжина ножей в спину революции (1921) и Смешное в страшном (1923): антисоветский политический анекдот и стилизованные под очерки, но при этом утрированные в обычной манере Аврченко зарисовки и впечатления быта революционной столицы и гражданской войны. Опыт эмигрантской жизни, нелепо и жалко копирующей быт и нравы погибшей России, отразился в книге Записки Простодушного. Я в Европе (1923), где при помощи обратной гиперболы (литоты) возникают гротескные образы лилипутского мирка, не лишенного сюрреалистического жизнеподобия. В сочинениях последних лет жизни Аверченко с новой силой проявляется детская тема – от сборника О маленьких – для больших (1916) до книг рассказов Дети (1922) и Отдых на крапиве (1924). Попытавшись написать повесть (Подходцев и двое других, 1917) и «юмористический роман» (Шутка Мецената, 1925), Аверченко создает квазимемуарные циклы полуанекдотических эпизодов, связанных более или менее карикатурными фигурами основных персонажей, т.е. опять-таки сборники рассказов и юморесок с оттенком личных воспоминаний.

В Стамбуле Аверченко, как всегда, совмещал творческую деятельность с организаторской: создав эстрадный театр «Гнездо перелетных птиц», он совершил несколько гастрольных поездок по Европе. В 1922 поселился в Праге, где успел написать и опубликовать несколько книг рассказов и пьесу Игра со смертью, имеющую характер комедийного шоу.

Sidebar