Последние статьи

    • Дмитрий Полетаев
      Полетаев, Дмитрий Александрович — ученый в области радиофизики, писатель. Родился 21 ноября в 1984 году. Общие сведения ....
    • Ксения Горелова
      Горелова, Ксения Ростиславовна  – письменный переводчик и копирайтер, автор песен, в прошлом журналист. Общие сведения Ксения ....
    • Александра Меркина
      Меркина, Александра Александровна — писатель, поколения Z. Родилась 14 февраля в 2010 году. Общие сведения Свой творческий ....
    • Анна Алтунина
      Алтунина,  Анна Александровна  — прозаик и поэт, поколения Z. Родилась 18 февраля 1996 года в Иркутске. Общие сведения Анна ....
    • Татьяна Корепова 
      Корепова, Татьяна Александровна — блогер, писатель, поэтесса.  Родилась 10 августа 1985 года в городе Дзержинск, ....
    • Анатолий Казачин
      Анатолий Казачин — писатель, постоянный автор Русского литературного центра. Родился в 1932 году в Ленинграде Биография ....
    • Евгений Антипов
      Антипов, Евгений Валерьевич — кандидат биологических наук, доцент и поэт. Родился 29 мая в 1987 году в Куйбышеве (в ....
    • Леонид Доброхотов
      Доброхотов, Леонид Васильевич – писатель, драматург, киносценарист. Один из последних представителей «поколения дворников и ....
    • Серафима Стихия
      Серафима Стихия – поэтесса, композитор, автор и исполнитель песен поколения X. Родилась 17 февраля 1994 года. Общие сведения ....
    • Геннадий Банников
      Банников, Геннадий Алексеевич — российский поэт, бард и ученый. Включен в международный библиографический указатель ....
    • Леонид Михелев
      Михелев, Леонид Ильич — писатель, член редколлегии Гамбургского литературного общества «Источник».  Родился 7 марта 1932 ....
    • Эльза Воскресная
      Эльза Воскресная или Elea Culac (настоящее имя — Элеонора Кулак) — писатель и журналист из Молдовы, родом из ....
    • Анастасия Уткина
      Уткина, Анастасия Викторовна — писатель, филолог и библиотекарь из города Курган. Автор сборников  «Первоцвет» и ....
    • Борис Морозов
      Морозов, Борис Федорович — писатель, член Союза писателей России, публикуется с 1966 года. Ряд его произведений опубликован ....

Заболоцкий, Николай Алексеевич

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 – 1958) – русский поэт, переводчик, создатель «ребусного стихосложения», первый автор стихотворного перевода «Слова о полку Игореве».

Путь к славе

ОБЭРИУ

В 1926–1927 Заболоцкий служил в армии, затем получил место в отделе детской книги Госиздата. Руководил отделом Самуил Маршак, в отделе работали Е.Шварц, Л.Чуковская, Н.Олейников. Отдел выпускал не только книги, но и два детских журнала – «Чиж» и «Еж».

К работе были привлечены поэты-единомышленники Заболоцкого – Д.Хармс и А.Введенский, образовалась поэтическая группа со своей программой. В конце 1927 она стала именоваться Объединением Реального искусства (сперва ОБЕРИО, затем ОБЭРИУ), ее приверженцы – обэриутами. Манифест обэриутов появился в начале 1928 в Афишах Дома печати, раздел «Поэзия обэриутов» написал Заболоцкий. В духе тогдашнего культа новаторства было заявлено: «Мы – творцы не только нового поэтического языка, но и создатели нового ощущения жизни и ее предметов». Себя он при этом назвал «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя». К этому времени было опубликовано вразброс несколько стихотворений Заболоцкого, более или менее подтверждавших эту декларацию

Система девок

Ранние стихи Заболоцкого прошли незамеченными, зато изданный тиражом 1200 экз. сборник «Столбцы» (1929), включавший 22 стихотворения, «вызвал в литературе порядочный скандал», как сообщал другу Заболоцкий, добавив: «…и я был причислен к лику нечестивых». Статья в журнале «Печать и революция» (1930, № 4) называлась Система девок, в журнале «Стройка» (1930, № 1) – Распад сознания. Книга оценивалась как «враждебная вылазка», однако прямых распоряжений в отношении Заболоцкого не последовало и ему (при посредстве Н.Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где и было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника (в окончательной, впервые воспроизведенной в издании 1965 редакции раздел Столбцы и поэмы содержит 46 стихотворений).

Столбцы и примыкающие к ним стихотворения 1926–1932 представляли собой опыты словесной пластики, ориентированной на повседневную бытовую речь и сближавшей поэзию с современной живописью. Натюрморты, жанровые сцены и этюды Столбцов мотивировались «по-обэриутски»: «Посмотрите на предмет голыми глазами и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты… Мы расширяем смысл предмета, слова и действия». Такое «расширение смысла» постепенно отдалило Заболоцкого от других обэриутов и явственно сказалось в поэме Торжество земледелия, написанной в 1929–1930 и полностью напечатанной в журнале «Звезда» в 1933: это была своего рода «мистерия-буфф», прославлявшая коллективизацию как начало вселенского благоустройства. О его полнейшей лояльности свидетельствует стихотворение на смерть Кирова (1934), немыслимое в контексте творчества других обэриутов. При этом в поэме Торжество земледелия, как и в последующих – Безумный волк (1931) и Деревья (1933), сказалось влияние В.Хлебникова. Как и для других поэтов левого толка, Хлебников был для Заболоцкого культовой фигурой, ему была особенно близка устремленность хлебниковской поэтической мысли к сотворению утопии, «учреждению» всемирной гармонии. Подоспело ко времени и знакомство с сочинениями К.Э.Циолковского, в которых Заболоцкий видел подтверждение визионерских мечтаний Хлебникова. Публикация Торжества земледелия повлекла за собой изъятие из обращения номера «Звезды» с текстом поэмы, оценку автора в органе ЦК ВКП(б) «Правда» (в статье В.Ермилова Юродствующая поэзия и поэзия миллионов) и шельмование в других периодических изданиях. Подготовленную к печати книгу Стихотворения 1926–1932 издать не удалось; попытка издать стихотворения и поэмы 1926–1936 оказалась тщетной. Семнадцать новых стихотворений Заболоцкого, большей частью опубликованных в газете «Известия» и максимально приближенных к среднему уровню советской интеллигентской («умствующей») поэзии 1930-х годов, составили сборник Вторая книга (1937), который, по-видимому, должен был свидетельствовать о полной «перековке» автора Столбцов и Торжества земледелия. Заболочкий выпустил также переводы-пересказы для детей и юношества Гаргантюа и Пантагрюэля Ф.Рабле, одного из Путешествий Гулливера Дж.Свифта, Тиля Уленшпигеля Ш.де Костера, а также стихотворное переложение поэмы Шота Руставели Витязь в тигровой шкуре.

Арест

В 1938 Заболоцкий был арестован и осужден как участник вымышленной террористической организации ленинградских писателей. Его «дело», следствие с пытками и лагерные мытарства кратко описаны в его воспоминаниях История моего заключения (журнал «Даугава», 1988, № 3).

Никакой лирики лагерно-ссыльного периода не сохранилось, и никаких свидетельств о существовании таковой не имеется; новые стихотворения начинают появляться с 1946. Они представляют собой результат творческой эволюции, определившейся еще в 1934–1937. Заболоцкий использует поэтику жестокого романса; характерна она и для стихотворений трагического звучания (В этой роще березовой, Старая сказка, Воспоминание, Где-то в поле возле Магадана и т.д.). Между тем стихотворение Облетают последние маки содержит прямое и открытое авторское признание: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». И прижизненный сборник Стихотворения (1957), и посмертное Избранное (1960) дают заведомо искаженное представление о лирике Заболоцкого, включая лишь немногим больше половины его произведений 1936–1958 и целиком отсекая стихотворения и поэмы раннего периода, противоречившие благолепному образу советского поэта.

Восприятие в литературе

Прижизненный сборник «Стихотворения» (1957), и посмертное «Избранное» (1960) дают заведомо искаженное представление о лирике Заболоцкого, включая лишь немногим больше половины его произведений 1936–1958 и целиком отсекая стихотворения и поэмы раннего периода, противоречившие благолепному образу советского поэта.

Сам Заболоцкий от своего раннего творчества не отрекался и не оставлял надежды на публикацию более или менее полного собрания. Он составил его дважды – в 1952 и 1958; предугадывая обязательные претензии стилистической цензуры, пытался без особого успеха приглаживать тексты 1926–1936, вопреки тогдашней программной «красоте неуклюжести» (Битва слонов, 1931): «Весь мир неуклюжего полон значения!». Впервые поэзия Заболоцкого была представлена читателю с достаточной полнотой в 1965 (Большая серия «Библиотеки поэта»). Ряд ранних стихотворений и поэма Птицы (1933) оставались неопубликованными до 1972. В первоначальном виде Столбцы и поэмы 1930-х годов были заново опубликованы в книге Вешних дней лаборатория (1987).

Хотите рассказать о статье друзьям?
Sidebar