Последние статьи

    • Канявский, Яков Исаевич
      Яков Исаевич Канявский — писатель, публицист.   Биография Яков Канявский родился 23 октября 1937 года в городе ....
    • Емельяненко, Наталья Александровна
      Наталья Александровна Емельяненко  — писатель. Родилась 05 августа 1978 года в городе Ташкенте Узбекской ССР.  Образование ....
    • Сухоруков, Денис Борисович
      Денис Сухоруков — писатель, драматург, публицист. Родился в 1976 году в Москве в семье журналиста, учился в Финансовой ....
    • Молостов, Семен Владимирович
      Семен Молостов — писатель.   Биография Родился в г. Караганда Казахской ССР 16 января 1969 г. Закончил школу в ....
    • Лазарева, Елена Николаевна
      Елена  Лазарева — писатель, поэт-переводчик, собиратель фольклора. Биография Елена Лазарева родилась в 1959 году; до десяти лет ....
    • Корчагин, Павел Михайлович
      Павел Корчагин — поэт. Родился 05 сентября 1981 г.  в Ульяновске, в настоящее время проживает в  г.Старая Купавна Ногинский ....
    • Чернов, Юрий Александрович
      Юрий Чернов — поэт. Член Союза писателей России. Биография Родился 11 мая 1959г. в Красноярске, живет и работает в родном ....
    • Орлов, Максим Томасович
      Максим Орлов —  писатель, поэт, литературный критик, публицист. Лауреат нескольких литературных конкурсов. Член Союза ....
    • Голубев, Виктор Николаевич
      Виктор Голубев — писатель, Резидент Русского литературного центра. Биография Виктор Голубев родился в Ленинграде в 1963 г. ....
    • Кайгородов, Григорий Константинович
      Григорий Константинович Кайгородов  — поэт. Врач. Детский поэт. Член Союза писателей России. После окончания Свердловского ....
    • Собинина, Оксана Васильевна
      Оксана Васильевна Собинина – писатель, общественный деятель. Родилась 19 января 1984 года. Живет и работает в г. Мурманске. ....
    • Егизбекова, Алия Айдаровна
      Алия Егизбекова — писатель, поэт, переводчик, музыкант, художник. Член МГО “Союз независимых авторов и издателей”.   ....
    • Косенков, Евгений Николаевич
      Евгений Косенков – российский писатель, поэт, общественный деятель. Биография Евгений Косенков родился 14 сентября 1971 года в ....
    • Отчик, Игорь Владимирович
      Игорь Владимирович Отчик — русскоязычный писатель, автор романа «Беседы шалопаев или Золотые семидесятые».   Биография Игорь ....
    • Никифоров, Сергей Анатольевич
      Сергей Никифоров – поэт, писатель, автор и исполнитель песен, общественный деятель, профессиональный юрист, экономист..   ....

Замятин, Евгений Иванович

Евгений Иванович Замятин — русский писатель. Родился 20 января (1 февраля) 1884 в г.Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая обл.) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были связаны многие русские писатели – Толстой, Тургенев, Бунин, Лесков, Сергеев-Ценский, – большое влияние оказало на Замятина домашнее воспитание. «Рос под роялем: мать – хорошая музыкантша, – писал он в Автобиографии. – Гоголя в четыре – уже читал. Детство – почти без товарищей: товарищи – книги». Впечатления лебедянской жизни воплотились впоследствии в повестях Уездное (1912) и Алатырь (1914).

Ранние годы

В 9 лет Замятин поступил в Воронежскую гимназию. Окончив ее с золотой медалью, в 1902 поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе Три дня (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной деятельности большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере. Это время Замятин использовал для того чтобы изучать английский язык и писать стихи. Затем был выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911, уже по окончании института.

Литературный путь

Литературный дебют Замятина относится к 1908. Настоящий успех ему принесла публикация в петербургском журнале «Заветы» (главный редактор – критик Р.Иванов-Разумник) повести Уездное. В Уездном писатель изобразил косную, застывшую провинциальную жизнь, символом которой явился звероподобный и безжалостный обыватель Анфим Барыба. Замятин уподобил его «старой воскресшей курганной бабе, нелепой русской каменной бабе». Повесть получила высокую оценку современников – в том числе писателей А.Ремизова и М.Пришвина. А.М.Горький спустя семь лет написал о Замятине: «Он хочет писать как европеец, изящно, остро, со скептической усмешкой, но, пока, не написал ничего лучше Уездного». Критики находили в повести мотивы, схожие с Мелким бесом Ф.Сологуба. В.Полонский писал о безжалостной правдивости Замятина и вместе с тем отмечал: «Симпатия к человеку грязному, пришибленному, даже одичавшему, сквозит на его страницах».

В 1916 Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», после Октябрьской революции названного «Лениным». Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей Островитяне (1917) и Ловец человеков (1921). Уважение к людям, обеспечившим высокий уровень развития цивилизации, не помешало писателю увидеть недостатки западного общественного устройства. Повесть Островитяне посвящена изображению тотального мещанства в технократическом обществе, символом которого является в этом произведении викарий Дьюли.

В 1917 Замятин вернулся в Петроград. Вскоре стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. Оказал влияние на литературную группу «Серапионовы братья», с которой был творчески близок. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, в издательствах Гржебина и «Алконост», редактировал несколько литературных журналов. При этом скептически относился ко «всяческим всемирным затеям», возникавшим на фоне разрушения цивилизованной жизни. Поездки по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям также не способствовали историческому оптимизму. В рассказах Мамай (1920) и Пещера (1921) Замятин сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развития человечества.

Анафема Замятина

Наблюдения над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии Мы (1920, опубл. на рус. яз. в 1952 в США). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А.Богдановым и А.Гастевым. Главной идеей пролеткультовской утопии провозглашалось глобальное переустройство мира на основе «уничтожения в человеке души и чувства любви». Действие романа Мы происходит в Едином Государстве, изолированном от мира и возглавляемом Благодетелем. Главный герой – инженер Д-503, создатель сооружения, предназначенного для господства человека над космосом. Существование в Едином Государстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводится к регулярному удовлетворению физиологической потребности. Попытка Д-503 полюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти. Повествовательная манера, в которой написан роман, заметно отличается от стилистики предыдущих произведений Замятина: язык здесь предельно прост, метафоры носят рационалистический характер, текст изобилует техническими терминами.

Роман Мы стал первым в череде европейских романов-антиутопий – Прекрасный новый мир О.Хаксли, Звероферма и 1984 Дж. Оруэлла, 451 градус по Фаренгейту Р.Брэдбери и др.

Замятин отправил рукопись Мы в берлинский филиал издательства Гржебина. В 1924 текст был переведен на английский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Д.Фурманов увидел в Мы «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено». Другие критики посчитали, что Замятин готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию. В 1929 были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина Блоха (1925, инсценировка Левши Лескова), запрещена постановка его трагедии Аттила (1928). Не была поставлена и пьеса о преследовании еретиков Огни святого Доминика (1923).

В 1931, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, например, рассказ Русь (1923), – одно из лучших тому свидетельств. Благодаря ходатайству М.Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию. Умер Замятин в Париже 10 марта 1937.

Sidebar