Последние статьи

    • Максим Букин
      Букин, Максим Дмитриевич – современный российский автор поэтических произведений и прозы. Родился в Краснодарском крае в ....
    • Тамара Потапова
      Тамара Александровна Потапова – современный российский поэт. Родилась 5 июня 1953 года в деревне Сгонники Мытищинского ....
    • Виктор Николаев
      Виктор Дмитриевич Николаев – сотрудник Русского литературного центра, основной участник разработки дизайна литературных порталов, ....
    • Евгений Мар
      Мар, Евгений Петрович (нас.имя – Евгений Высоцкий) – русский детский писатель и журналист, Заслуженный работник культуры РСФСР. ....
    • Владимир Кольчугин
      Кольчугин Владимир Борисович – современный российский поэт. Родился 1 января в 1970 году, в городе Гусь-Хрустальный (район ....
    • Георгий Кесов
      Кесов, Георгий Дмитриевич –  современный российский писатель и автор популярного блога “Академия писателей“. ....
    • Николай Терещук
      Николай Васильевич Терещук – писатель и публицист, первый председатель Московского отделения Российского творческого Союза ....
    • Игорь Вешний
      Вешний Игорь Николаевич – российский писатель, киносценарист, режиссер и продюсер. Родился 15 апреля 1949 г. в Ереване. К 2021 г. ....
    • Наталья Парцевская
      Парцевская Наталья Робертовна – поэт и публицист, автор гимна кораблестроительного факультета Одесского Института Инженеров ....
    • Илья Сувернев
      Сувернев, Илья Дмитриевич – поэт, автор стихотворений для песен. Родился 19 августа 1997 года в Москва. Общие сведения Илья ....
    • Андрей Гулидов
      Гулидов, Андрей Владимирович – поэт, автор песен и музыкант. Родился в Москве 24 мая в 1984 году. Общие сведения В детстве Андрей ....

Августин Блаженный

Аврелий Августин Блаженный (354, Тагаст, Северная Африка – 430, Гиппон, Северная Африка), латинский богослов и писатель, епископ Гиппона. Один из плодовитейших писателей мировой литературы (93 труда в 232 книгах)

Культурное наследие

Непререкаемый авторитет в богословии и философии Средневековья, Августин до начале XXI века остаётся одним из влиятельных мыслителей, чьё воздействие признают как религиозные, так и светские философские течения (в т. ч. экзистенциализм ). Тонкий психологизм, опыт пристального самонаблюдения «Исповеди» оказали мощное влияние на мировую литературу – от «Истории моих бедствий» П. Абеляра до «Исповеди» Ж. Ж. Руссо и, через неё, трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность».

Известные работы

Августин сочетал горячее ощущение радости бытия со способностью к самоотречению и высшему напряжению духовной жизни, а непосредственную страстность переживаний – с глубиной и беспощадностью самоанализа, что в первую очередь отразилось в знаменитой «Исповеди» – трактате-автобиографии, рассказавшем о пути Августина начиная с младенчества: через заблуждения, ошибки, даже пороки бурной юности и соблазны скептицизма (неверия в возможность установления истины) – к приятию единого христианского Бога, бытие которого Августин выводил из особенностей человеческого сознания. Признавая наличие тёмных «бездн» в душе человека, Августин приходил к выводу о необходимости Божественного благодати, «милости Божьей» для того, чтобы вывести человека из греха и тем самым спасти его.

Если в «Исповеди» Августин впервые в мировой литературе показал динамику человеческой личности, то в другом труде, трактате «О Граде Божием», написанном под впечатлением от взятия Рима ордами вестготов (410), Августин обратился к динамике человеческой истории. Здесь Августин утверждает два противоположных вида человеческой общности: «град земной», то есть государственность, основанную «на любви к себе, доведённой до презрения к Богу», и «Град Божий» – духовную общность, основанную на «любви к Богу, доведённой до презрения к себе». Августин подчёркивает «бездомность» Града Божьего, отнюдь не тождественного теократии – власти Церкви в государстве. Метко и остро критикуя государственную власть как «большую разбойничью шайку», Августин в то же время признаёт необходимость насилия – от совершаемого над ребёнком в школе (выразительно описанного в «Исповеди») до насилия государственного, – ибо только так, по его мнению, можно обуздать изначальную греховность, испорченность человека.

 

Хотите рассказать о статье друзьям?
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Sidebar