Последние статьи

    • Константин Кедров
      Кедров Константин Александрович — известный русский поэт и философ. Родился 12 ноября 1942 года в городе Рыбнинск. Скончался в 16 ....
    • Макс Берман
      Макс Берман (настоящее имя — Юрий Ушаков) — современный российский писатель, автор блога «Макс Берман. Пишущий айтишник». Родился ....
    • Андрей Наглис
      Андрей Романович Наглис – переводчик, координатор издательских проектов Русского литературного центра. Родился в 1978 году в ....
    • Наталья Коноплева
      Коноплева Наталья Витальевна — российский писатель, основная деятельность — психотерапевт. Родилась 26 апреля 1975 ....
    • Наталья Балынская
      Балынская Наталья Ринатовна — поэт-песенник, прозаик. Родилась в 1977 году в Магнитогорске. Общие сведения С 4 лет ....
    • Евгения Марцишевская
      Марцишевская Евгения Анатольевна — детский писатель. Родилась в Москве 23 января 1969 г. Общие сведения Евгения ....
    • Михаил Резяпкин
      Резяпкин Михаил Александрович — этнограф, путешественник, писатель. Родился 10 июля 1970 года в г. Курске. Общие сведения ....
    • Алексей Лызин
      Лызин Алексей Анатольевич — литератор и переводчик, член Правления Международного общественного объединения «Союз писателей ....
    • Владимир Слуцкий
      Владимир Юрьевич Слуцкий — прозаик, журналист. Также, публиковался под псевдонимом Влад Юрин. Родился 13 августа в 1955 ....
    • Артём Чанов
      Чанов Артём Николаевич — поэт, прозаик, педагог и общественный деятель. Родился 18 июля в 1986 году. Общие сведения Артём Чанов ....
    • Евгений Константинов
      Евгений Михайлович Константинов (псевдоним – Алексей Самочетов) – российский писатель-фантаст, главный редактор Антологии ....

Константин Кедров

Кедров Константин Александрович — известный русский поэт и философ.

Родился 12 ноября 1942 года в городе Рыбнинск.

Скончался в 16 апреля 2025 года в Москве.

Общие сведения

Константин Кедров в самом прямом смысле слова человек-легенда. Его имя связано с авангардом конца XX века, популяризацией поэтических концертов на советских и пост-советских телеэкранах, официальным учреждением Всемирного дня поэзии в ЮНЕСКО и появлением Добровольного общества охраны стрекоз (ДООС).

Его творческий путь был увенчан самыми разными перипетиями: исключение из Союза писателей СССР и изгнание с преподавательского кресла в Литинституте им. А.М.Горького советской поры за «излишнюю религиозность в стихах», знакомство с философом Алексеем Лосевым и поэтами-шестидесятниками, грандиозный творческий успех и долгая плодотворная работа.

За свою жизнь Кедров разработал концепцию «метакода» и «метаметафоры», основав собственную школу поэтов-метаметафористов. В 1984 году совместно с супругой Еленой Кацюбой и другими единомышленниками создал литературный кружок ДООС («Добровольное общество охраны стрекоз»). В 2000 году по инициативе Кедрова в России впервые отметили Всемирный день поэзии, учреждённый ЮНЕСКО. Его дважды выдвигали на Нобелевскую премию по литературе, а в 2013 году удостоили «южнокорейского Нобеля» – литературной премии Манхэ. С 2023 по 2025 год он возглавлял альманах «День поэзии».

ДООС

Добровольное общество охраны стрекоз (ДООС) — литературное объединение, основанное Константином Кедровым в 1984 году как своеобразный «поэтический орден», посвящённый поиску новых форм мышления и поэтического выражения. Название общества метафорично: стрекоза — символ хрупкости, свободы и полёта мысли. ДООС противопоставляло себя как официозу, так и традиционалистским литературным кругам, делая акцент на метафизике, философии и научно-художественном синтезе.

Ядро ДООС составили поэты, объединённые идеей метаметафоры — особой формы поэтического мышления, где пересекаются философия, поэзия и наука. Помимо самого Кедрова и его супруги Елены Кацюбы, в состав общества вошли Геннадий Кацов, Владимир Гандельсман, Марина Темкина, Ирина Ермакова, Дмитрий Пригов, Вера Павлова, Юрий Орлицкий, Марина Кудимова. Многие из них эмигрировали в США, но продолжали считать себя частью общества, создавая поэзию на стыке культур и языков.

Позднее к идеям ДООС примкнули представители молодого поколения — поэты и философы, стремившиеся к формированию нового поэтического языка. Среди них — Алексей Ахматов, Сергей Завьялов, а также последователи за пределами России. В рамках общества проходили не только поэтические чтения, но и философские дискуссии, создавались коллективные манифесты, тексты и циклы стихов. ДООС стал знаковым явлением постмодернистской и метареалистической поэзии в России, оказав влияние на развитие интеллектуального направления в русской словесности конца XX — начала XXI века.

Последними членами ДООС, принятыми  стали Никита С.Митрохин, Татьяна Копыленко, Константин Спасский и Алексей Лызин[1], это случилось в декабре 2024 года, по той причине, что последние годы Константин Александрович Кедров много работал с командой Русского литературного центра. Он был приглашен главным редактором ежегодного альманаха «День поэзии», а его произведения в аудиозаписях расшифровывала Татьяна Копыленко. Сам поэт не мог работать за компьютером в последние годы своей жизни из-за болезни.

Всемирный день поэзии и альманах «День поэзии»

Праздник был учрежден ЮНЕСКО благодаря обращению двух российских поэтов – Константина Кедрова и Андрея Вознесенского. Мотивация была простой: есть свой праздник у моряков, врачей или библиотекарей – а у поэтов нет. Рассмотрев это обращение из ЮНЕСКО прислали одобрение идеи (копия документа есть в распоряжении редакции Русского литературного центра) в 1999-м году и вот, в 21 марта 2000 года в Театре на Таганке при помощи Юрия Любимова прошел первый Всемирный день поэзии.

Константин Кедров и Никита С.Митрохин

Спустя годы, Константин Кедров возглавил и редакционную коллегию старейшего поэтического альманаха «День поэзии». Это издание было одним из из главных символов советской литературной жизни. В СССР «День поэзии» играл роль своеобразного барометра литературной погоды, формируя канон и открывая читателям наиболее яркие явления поэтического года.

После распада СССР издание прекратилось, а попытки его возрождения в 1990–2000-х годах были эпизодическими и не имели устойчивости. Новую жизнь альманах получил только в 2021 году, когда издатель Никита Митрохин приобрёл права на легендарное издательство «Советский писатель». Именно в рамках возрождённого издательства, ставшего импринтом Русского литературного центра, было принято решение веррнуть к жизни «День поэзии». Первым главным редактором стал заместитель главы подмосковного отделения Союза писателей России Сергей Антипов. Это помогло ему занять пост главы отделения, но в дальнейшем Митрохин решил усилить влияние альманаха и ппредложил возглавить проект Константину Кедрову — поэту, философу, теоретику метаметафоры и одному из наиболее авторитетных литературных мыслителей своего времени.


Запись последней встречи читателей с Константином Кедровым во Всемирный день поэзии 2025 года

на презентации альманаха «День поэзии» в Русском литературном центре

Для просмотра видео необходимо войти в свой аккаунт в VK.


Под его редакцией альманах получил не только высокое поэтическое качество, но и концептуальную глубину. Также, альманах был идейно переработан. Этому способствовало появление Центра поэзии Константина Кедрова. В рамках работы над изданием, было предложено восстановить историческую справедливость и вернуть также «ленинградский выпуск» и создать рубрику «Память», в которой будут публиковаться стихи ушедших из жизни поэтов.

Одновременно с этим, Константин Кедров убедил Никиту Митрохина отказаться от принципа построения редакционной иерархии в альманахе вокруг главного редактора. Вместо этого, было предложено вернуть советский принцип объемной редакционной коллегии.

Полная биография Константина Кедрова 

Поскольку Никита С.Митрохин готовил с Константином Кедровым серию интервью (6 интервью по 2 часа) которая называлась «12 часов с Константином Кедровым», была подготовлена и биографическая справка о поэте. Ее Константин Александрович записывал на диктофон несколько раз, вспоминая все до мельчайших деталей. Причиной такой скрупулёзности послужило признание биографической справки на сайте Википедии недостоверной.

Ниже приведена биография Константина Александровича Кедрова, записанная им самим 3 марта 2025 года:

Его первая публикация состоялась в 1957 году в молодёжной газете. Во вступительной заметке заведующего молодёжным отделом, мастера спорта по шахматам, будущего секунданта Б. Спасского и друга М. Таля Якова Дамского говорилось следующее: «Эти стихи радуют и удивляют всех, кому приходится их читать. Трудно даже поверить, что эти стихи принадлежат перу восьмиклассника». Вскоре Кедров стал достаточно известным поэтом в тогдашней молодёжной среде. К сожалению, начало его творческого пути совпало с гонениями властей на творчество Б. Пастернака, на поэзию. А. Вознесенского, на живопись художников-абстракционистов. Особую известность получило стихотворение Кедрова «Медведь тишины»: «По комнате бродит медведь тишины. Я заброшен сюда из другого, светлого века, мне смешно, когда 4 стены на одного свободного человека…»

В это же время, отчасти под влиянием Поля Элюара, но более всего под воздействием новой, назревающей поэзии, Кедров создал поэму «Бесконечная»: «Ежедневно слышу тебя, как-то странно звучат слова, закрываю глаза, и всюду передо мной эти крики, рождённые тишиной, эти краски, рождённые темнотой…»

Особую ненависть советской критики вызвало появление необычной метафоры, которую позднее сам поэт назвал метаметафорой: «Около окон пролёт полета, и этот стон среди серых стен, какой-то прохожий шагнул в пространство и рухнул замертво, сквозь столетья вода текла, сквозь бетон и вечность, а дворник сметал с тротуара звёзды, и в мокром асфальте ломались люди. Я вышел к себе через-навстречу-от и ушёл под, воздвигая над». В этом необычном нагромождении пространственно-временных предлогов чётко просматривается новая геометрическая топология. Позднее поэт назвал это «инсайдаутом», или «выворачиванием». Превращения, которые происходят при выворачивании, раньше привлекали внимание только математиков. Теперь этим заинтересовались поэты.

В 1966 году Кедров завершил обучение в Казанском университете, защитив на «отлично» дипломную работу «Влияние новых пространственно-временных представлений на художественное мышление Велимира Хлебникова: Лобачевский, Эйнштейн, Хлебников». С этой работой он поступил в аспирантуру Литинститута при Союзе писателей и окончил её четыре года спустя, защитив кандидатскую диссертацию на тему «Эпическая основа русского романа первой половины XIX века («Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души»)».

В 1974 году Кедров стал старшим преподавателем кафедры истории русской литературы вышеназванного института, где читал множество спецкурсов и дисциплин: спецкурсы по творчеству Л. Толстого, Ф. Достоевского, «Народно-поэтическое творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XVIII и XIX веков». Вскоре вокруг Кедров возник кружок молодых поэтов, увлечённых его теорией метаметафоры. Это были Александр Ерёменко, Алексей Парщиков, Илья Кутик и недавно окончивший историко-филологический факультет МГУ Иван Жданов. В 1977 году Кедров представил трёх молодых поэтов в Каминном зале ЦДРИ, что вызвало недовольство Лубянки и писательского начальства. Тем не менее Кедров продолжил преподавание в Литинституте до 1986 года. В это время окончательно оформилось научное открытие Кедрова, которое умещается в трёх терминах: метакод, метаметафора, инсайдаут.

В 1989 году увидела свет книга Кедрова «Поэтический космос». Несмотря на сопротивление властей, двадцатитысячный тираж книги разошёлся по всему миру. «Идеалистическую» книгу Кедрова продавали в Париже, Чикаго и многих других городах. Самого же автора вынудили написать заявление о якобы добровольном «переходе на творческую работу» и покинуть Литинститут. За три года до этого, вместе со своим другом А. Вознесенским и своей супругой, известной поэтессой Еленой Кацюбой, Кедров образовал ДООС (Добровольное общество охраны стрекоз) с девизом: «Ты всё пела? ЭТО дело!» В ДООС с радостью вступили Г. Сапгир, И. Холин, А. Хвостенко, В. Рабинович, В. Мельников, С. Летов, Г. Виноградов и многие другие творческие личности. Члены ДООС получали особые титулы: Вознесенский и Сапгир – стрекозавры, Кацюба – Libellula, Кедров – стихозавтр, Мельников – лингвозавр и т. д.
Будучи отстранённым от преподавания, Кедров читал совместные лекции с А. Менем в различных местах Москвы. Лекции пользовались большой популярностью, что вызывало недовольство властей.

В 1988 году Кедров принял участие в первом Международном фестивале русского авангарда в Финляндии, что оказалось его первой заграничной поездкой. Вскоре ему поступило приглашение на фестиваль русского авангарда во Франции – в городе Тараскон, где началась творческая дружба Кедрова с Алексеем Хвостенко, при этом поэты обменялись обращёнными друг к другу стихотворениями. В 1991 году вместе с Генрихом Сапгиром Кедров выступил на фестивале международного авангарда в Париже – в театре на Монмартре. В 2002 году Кедров и его супруга, поэтесса Елена Кацюба были приглашены на поэтический фестиваль в Сорбонне; особый успех снискало чтение Кедровым его знаковой поэмы «Компьютер любви».

В 1991 году Кедров стал литобозревателем газеты «Известия», к тому времени получившей полную самостоятельность как частное издание. В газете Кедров опубликовал фундаментальные статьи о В. Ключевском, П. Флоренском, о поэтах русского авангарде В. Хлебникове и А. Введенском, о своих современниках – А. Хвостенко, Г. Сапгире, И. Холине. Огромный резонанс получило интервью с духовником семи президентов США Билли Грэмом. В благодарственном письме Билли Грэма знаменитый проповедник горячо благодарил поэта за глубокую и содержательную беседу, озаглавленную «Не вступайте с дьяволом даже в диалог».

В 1995 году по просьбе А. Вознесенского Кедров вошёл в исполком Русского ПЕН-центра, где состоит по сей день. Деятельность в ПЕН-центре сразу же увенчалась выходом газеты «ПОэзия», переросшей позднее в «Журнал ПОэтов». Это уникальное издание Кедров выпускал вместе с поэтессой Еленой Кацюбой на протяжении многих лет. В журнале были представлены все сколько-нибудь значительные течения, существовавшие в русской поэзии XX, а потом и XXI века. Издание журнала прервалось лишь после ухода из жизни Елены Кацюбы, которая была одновременно и арт-директором, и замом Кедрова на протяжении многих лет.

В 1996 году Кедров защитил докторскую диссертацию в Институте философии РАН «Этико-антропный принцип культуры». По сути дела это защита той самой монографии «Поэтический космос», которая когда-то подвергалась отчаянному гонению. После успешной защиты Кедров получил степень доктора философских наук, а вскоре в государственном издательстве «Мысль» были опубликованы фундаментальные работы Кедрова: «Или», «Инсайдаут», «Эйнштейн без формул». Первая книга представляет собой собрание сочинений Кедрова с 1957-го по 2000 год. Изданием сопровождается предисловием А. Вознесенского в стихах: «Константирует Кедров поэтический код декретов. Константирует Кедров недра пройденных километров. Так, беся современников,
как кулич на лопате, константировал Мельников особняк на Арбате…» Это стихотворение завершается строками: «Мысль – это константа Кедрова. Кедров – это константа мысли». Книга «Инсайдаут» вошла в Нобелевскую научную библиотеку в разделе «Космология» за номером 688.

Громадным событием стало проведение первого Всемирного дня поэзии ЮНЕСКО (не только в России, но и в мире) с активным участием Кедрова. Торжество состоялось 21 марта 2000 года на Большой сцене театра Ю. Любимова на Таганке. Во вступительном слове А. Вознесенский сказал: «У каждого времени есть свой поэтический орган… Таким когда-то был Есенин. Сегодня это – Константин Кедров».

В «Эфирных стансах» А. Вознесенского есть такие строки, обращённые к поэтическому соратнику: «Костя, не противься бреду, их беде пособолезнуй. В наших критиках по Фрейду – их история болезни». Дружба двух поэтов однажды подверглась трудному испытанию. Именно Вознесенский сообщил Кедрову о том, что его имя находится в списке номинантов на Нобелевскую премию. Подтекстом этого сообщения была печальная история с выдвижением на Нобелевскую премию Вознесенского, которая не увенчалась успехом лишь потому, что в том же году поэту присвоили Государственную премию СССР.

В 2001 году Кедров возобновил преподавательскую деятельность – сначала в Университете Н. Нестеровой, а с 2017-го по 2022 год – в Литинституте.
Среди профессиональных наград поэта следует особо выделить южнокорейскую Премию Манхэ (в честь буддийского подвижника, поэта и основателя Корейского государства), присуждённую в 2013 году. Не меньшую радость доставила поэту германская литературная премия «Доминанта» (Мюнхенский культурный диалог, 2014). Из наград последнего времени следует отметить гран-при в номинации «Поэзия» Московской литературной премии (2020).

В 2023 году Министерством юстиции РФ зарегистрирован Центр поэзии Константина Кедрова. 12 ноября 2024 года, в день 82-летия поэта, в Москве впервые состоялась церемония награждения лауреатов Премии Константина Кедрова, учреждённой Президентским фондом культурных инициатив и Русским ПЕН-центром.

Одно из последних прижизненных фото

 

С 2022 года издательский дом Игоря Сазонова выпускает полное собрание сочинений Константина Кедрова, куда входят как поэтические произведения, так и философские трактаты поэта.

Хотите рассказать о статье друзьям?
Sidebar