Последние статьи

    • Алексей Лызин
      Лызин Алексей Анатольевич — литератор и переводчик, член Правления Международного общественного объединения «Союз писателей ....
    • Валерий Рубин
      Рубин Валерий Данилович — журналист и публицист, автор поэтических и литературно-художественных работ. Родился 29 октября в 1941 ....
    • Владимир Слуцкий
      Владимир Юрьевич Слуцкий — прозаик, журналист. Также, публиковался под псевдонимом Влад Юрин. Родился 13 августа в 1955 ....
    • Артём Чанов
      Чанов Артём Николаевич — поэт, прозаик, педагог и общественный деятель. Родился 18 июля в 1986 году. Общие сведения Артём Чанов ....
    • Евгений Константинов
      Евгений Михайлович Константинов (псевдоним – Алексей Самочетов) – российский писатель-фантаст, главный редактор Антологии ....
    • Александра Мазуркевич
      Александра Валентиновна Мазуркевич  — российский художник и педагог. Автор ряда произведений для детей и семейного чтения. ....
    • Сергей Зеньков
      Зеньков Сергей Николаевич — театральный режиссёр, драматург, педагог, художник. Руководитель театра «Встреча» (Гомель). ....
    • Пономарёва Наталья Николаевна (NAT)
      Пономарёва Наталья Николаевна (NAT) — поэтесса первой четверти XXI века. Родилась в г.Ярославль — официальной столице ....
    • Анна Делеон
      Анна Делеон — современный автор книг для детей и их родителей. Родилась в Москве 28 июня в 1985 году. Общие сведения В 2002 году ....
    • Максим Мартынов
      Максим Викторович Мартынов — российский поэт и писатель, член Российского творческого Союза работников культуры. Родился 20 ....
    • Орлов, Борис Александрович
      Борис Александрович Орлов – поэт-маринист, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. Родился 7 марта в ....

«Невский альманах»

«Невский альманах» — литературный альманах, издававшийся Е. В. Аладьиным в Санкт-Петербурге в 1825—1833 и 1846—1847 гг. Один из самых популярных и самый долговечный альманах «альманачной эпохи», выходил девять лет подряд.

История

После очевидного коммерческого успеха двух первых выпусков литературного альманаха А. А. Бестужева-Марлинского и К. Ф. Рылеева «Полярная звезда» многие издатели захотели попытать счастья с полюбившимся публике форматом. Одним из самых успешных издателей альманахов стал Егор Васильевич Аладьин.

Выпуская «Невский альманах», Аладьин не придерживался какой-либо явной эстетической или идеологической линии, как это было в издании декабристов. «Невский альманах» являлся чисто коммерческим проектом. У публики он пользовался значительно большим успехом, чем у критиков и литераторов. Чтобы добиться расположения читателей, издатель постарался привлечь к участию в сборнике самых известных авторов. Анонсируя выход первого альманаха на 1825 год, Аладьин обещал поместить в нём произведения Пушкина, Жуковского, Крылова. 4 декабря 1824 года цензор А. С. Бируков выдал разрешение на печать, и к масленице альманах увидел свет. Однако ни Крылова, ни Пушкина в нём не оказалось, что было отмечено прессой.

Пушкин был раздражён использованием своего имени: «Он <Аладьин>, каналья, лжет на меня в афишках да мне присылает своё вранье». Поэт переслал экземпляр альманаха одной из своих знакомых (предположительно — Анне Николаевне Вульф), сопроводив его саркастическим стихотворным комментарием:

Примите Невский Альманах.
Он мил и в прозе, и в стихах:
Вы тут найдете Полевова,
Василья Пушкина, <Мар>кова;
К<няжевич> дальный ваш родня
Украсил также книжку эту;
Но не найдете вы меня:
Мои стихи скользнули в Лету —
Что слава мира?… дым и прах!
Ах, сердце ваше мне дороже!..
Но кажется мне трудно тоже
Попасть и в этот Альманах.

Аладьин продолжал выпрашивать у Пушкина стихи для следующего сборника на 1826 год. В ответ Пушкин отправил ему лишь эту ехидную миниатюру. Тогда Егор Аладьин поместил её на «наиболее почетное»[4], открывающее стихотворный отдел, место, и заплатил за неё столько, что «вся годовая сумма Полевого <издателя „Московского телеграфа“> равняется с платой, которую предлагает Аладьин за одну пьесу»[5]. Так Александр Сергеевич оказался одним из участников «Невского альманаха».

В последующие несколько лет Пушкин сотрудничал с «Невским альманахом» весьма активно. В 1827—1829 годах в сборниках Аладьина появилось много небольших стихотворений, перепечатаны отрывки из «Бориса Годунова», «Бахчисарайского фонтана». В книжке на 1829 год были напечатаны фрагменты «Евгения Онегина» с первыми иллюстрациями к роману, нарисованными художником А. В. Нотбеком. Однако иллюстрации оказались крайне неудачны. Пётр Вяземский писал о них Пушкину: «Какова твоя Татьяна пьяная в „Невском альманахе“ с титькою навыкате и с пупком, который сквозит из-под рубашки? Если видаешь Аладьина (хотя на блинной неделе), скажи ему, чтобы он мне прислал свой „Невский альманах“ в Пензу: мне хочется вводить им в краску наших пензенских барышень. В Москве твоя Татьяна всех пугала»[6]. Сам Пушкин отреагировал на выход иллюстраций очередными эпиграммами, из которых уцелели две. Выпуск «Невского альманаха» на 1829 год стал последним, в котором Пушкин публиковался, и рецензируя в «Литературной газете» альманах следующего года, поэт счёл, что «„Невский альманах“ <…> видимо улучшается»[7].

Аладьину удалось привлечь к изданию много известных имён. Авторами альманаха были Н. Языков, П. Вязеский, Ф. Глинка, А. Измайлов, Ф. Булгарин, О. Сомов, А. Бестужев-Марлинский, И. Козлов, А. Крюков, Е. Зайцевский, Д. Ознобишин, А. Шаховской, А. Илличевский, М. Дмитриев, Н. Иванчин-Писарев и др. Активным сочинителем собственного издания был и сам Егор Аладьин.

Цена и периодичность

Стоимость альманаха составляла 10 рублей. К книжкам иногда прилагались листы с нотами или гравюрами.

Выпуск альманаха на 1833 год стал последним. Однако в середине 1840-хх годов Аладьин решил возобновить издание «Невского альманаха». Он выпустил сборник на 1846 год, который не снискал успеха. Через год Егор Васильевич издал ещё одну книжку альманаха сразу на 1847 и 1848 годы. Эта попытка также оказалась неудачной. Больше «Невский альманах» Аладьина не выходил. Авторами альманаха сороковых стали либо старые писатели, либо молодые и ещё неизвестные широкой публике, популярных имён среди них почти не было. В двух выпусках были опубликованы произведения В. Карлгофа, Н. Полевого, Н. Хмельницкого, А. А. Григорьева, С. Дурова, Ф. Глинки, В. Бенедиктова, А. Пальма, Н. Жандра, А. Г. Ротчева, Д. П. Суткова, П. Кулиша и др.

Репутация альманаха

Еже­год­ник долго поль­зо­вал­ся успе­хом у пуб­ли­ки. Члены им­пе­ра­тор­ской фа­ми­лии неод­но­крат­но вы­ра­жа­ли из­да­те­лю Ала­дьи­ну своё рас­по­ло­же­ние, а за вы­пуск аль­ма­на­ха Егор Ва­си­лье­вич был удо­сто­ен Вы­со­чай­ших по­дар­ков. Но, на­ря­ду с вы­да­ю­щи­ми­ся про­из­ве­де­ни­я­ми, опуб­ли­ко­ван­ны­ми в аль­ма­на­хе, по­яв­ля­лись в нём тво­ре­ния и таких пер­со­на­жей, как граф Хво­стов. Впо­след­ствии в своей из­вест­ной «клас­си­фи­ка­ции» В. Г. Бе­лин­ский отнёс «Нев­ский аль­ма­нах» к альманахам-мещанам:

Одни из аль­ма­на­хов были ари­сто­кра­та­ми, как, на­при­мер, «Се­вер­ные цветы», «Аль­бом се­вер­ных муз», «Ден­ни­ца»; дру­гие — ме­ща­на­ми, как, на­при­мер, «Нев­ский аль­ма­нах», «Ура­ния», «Ра­ду­га», «Се­вер­ная лира», «Аль­ци­о­на», «Цар­ское село» и проч.; тре­тьи — про­стым чер­ным на­ро­дом, как, на­при­мер, «Зим­цер­ла», «Цефей», «Букет», «Ко­ме­та» и т.п… Ари­сто­кра­ти­че­ские аль­ма­на­хи укра­ша­лись сти­ха­ми Пуш­ки­на, Жу­ков­ско­го и ще­го­ля­ли сти­ха­ми гг. Ба­ра­тын­ско­го, Язы­ко­ва, Дель­ви­га, Коз­ло­ва, По­до­лин­ско­го, Ту­ман­ско­го, Озно­би­ши­на, Ф. Глин­ки, Хо­мя­ко­ва и дру­гих мод­ных тогда по­этов… Аль­ма­на­хи-ме­щане пре­иму­ще­ствен­но на­пол­ня­лись из­де­ли­я­ми со­чи­ни­те­лей сред­ней руки и толь­ко для обес­пе­че­ния успе­ха ще­го­ля­ли несколь­ки­ми пьес­ка­ми, вы­мо­лен­ны­ми у Пуш­ки­на и дру­гих зна­ме­ни­то­стей. Аль­ма­на­хи-му­жи­ки на­пол­ня­лись стряп­нёю со­чи­ни­те­лей пят­на­дца­то­го класса…

В наши дни на пре­ем­ствен­ность с «Нев­ским аль­ма­на­хом» Ала­дьи­на пре­тен­ду­ет ос­но­ван­ный в 2003 году по­этом Вла­ди­ми­ром Сквор­цо­вым од­но­имён­ный ли­те­ра­тур­ный жур­нал, ука­зы­вая датой сво­е­го по­яв­ле­ния 1825 год[8].

Типографии

В раз­ные годы аль­ма­нах пе­ча­тал­ся в раз­ных типографиях:

типография Департамента народного просвещения (на 1825—1829 годы)
типография вдовы Плюшар (на 1830 год)
типография Х. Гинце (на 1831 год)
печ. при Императорской академии наук (на 1832 год)
типография К. Вингебера (на 1833 год)
типография К. Жернакова (на 1846 год)
типография К. Края (на 1847 и 1948 годы)

Хотите рассказать о статье друзьям?
Sidebar