Последние статьи

    • Мария Монахова
      Монахова Мария Сергеевна — современный российский прозаик. Родилась в Москве 14 сентября 1983 года. Общие сведения Мария ....
    • Всемирный день поэзии
      Всемирный день поэзии (иногда — День поэзии) – праздник, который появился в 1930-х годах, стал признанным во многих странах ....
    • Максим Букин
      Букин, Максим Дмитриевич — современный российский автор поэтических произведений и прозы. Родился в Краснодарском крае в ....
    • Тамара Потапова
      Тамара Александровна Потапова — современный российский поэт. Родилась 5 июня 1953 года в деревне Сгонники Мытищинского ....
    • Виктор Николаев
      Виктор Дмитриевич Николаев (псевдоним: Виктор Богданов) – сотрудник Русского литературного центра, основной участник разработки ....
    • Евгений Мар
      Мар, Евгений Петрович (нас.имя – Евгений Высоцкий) – русский детский писатель и журналист, Заслуженный работник культуры РСФСР. ....
    • Владимир Кольчугин
      Кольчугин Владимир Борисович — современный российский поэт. Родился 1 января в 1970 году, в городе Гусь-Хрустальный (район ....
    • Георгий Кесов
      Кесов, Георгий Дмитриевич —  современный российский писатель и автор популярного блога «Академия писателей«. ....
    • Николай Терещук
      Николай Васильевич Терещук – писатель и публицист, первый председатель Московского отделения Российского творческого Союза ....
    • Игорь Вешний
      Вешний Игорь Николаевич – российский писатель, киносценарист, режиссер и продюсер. Родился 15 апреля 1949 г. в Ереване. К 2021 г. ....
    • Наталья Парцевская
      Парцевская Наталья Робертовна — поэт и публицист, автор гимна кораблестроительного факультета Одесского Института Инженеров ....

Парижская нота

Парижская нота — движение в русской эмигрантской поэзии конца 1920-х годов, лидером которого считали Г.Адамовича, а наиболее яркими представителями Б.Поплавского, Л.Червинскую (1906–1988), А.Штейгера (1907–1944); близок ему был и прозаик Ю.Фельзен (1894–1943). Об особом, парижском течении в поэзии Русского Зарубежья первым заговорил в 1927 Адамович, хотя название «парижская нота», по-видимому, принадлежит Поплавскому, писавшему в 1930: «Существует только одна парижская школа, одна метафизическая нота, все время растущая – торжественная, светлая и безнадежная».

Философия движения

Движение, признавшее эту «ноту» главенствующей, считало поэтом, наиболее полно выразившим опыт изгнания, Г.Иванова, а свою программу (специальных манифестов движение не обнародовало) противопоставляло принципам поэтической группы «Перекресток», которая следовала эстетическим принципам В.Ходасевича. В своих откликах на выступления «Парижской ноты» Ходасевич подчеркивал недопустимость превращения поэзии в «человеческий документ», указывая, что реальные творческие свершения возможны только как итог освоения художественной традиции, в конечном итоге приводящей к Пушкину. Этой программе, вдохновлявшей поэтов «Перекрестка», приверженцы «Парижской ноты» противопоставили вслед за Адамовичем взгляд на поэзию как на прямое свидетельство о пережитом, сведение «литературности» к минимуму, так как она мешает выразить неподдельность чувства, навеянного метафизической тоской. Поэзию, согласно программе, намеченной Адамовичем, надлежало «сделать из материала элементарного, из «да» и «нет»… без каких-либо украшений».

«Парижская нота» противопоставила требованиям вжиться в русскую традицию свой принцип широкого творческого диалога с европейской поэзией, от французских «проклятых поэтов» до сюрреализма, и установку на эксперимент, вызывавший скептичные комментарии противников этой поэзии от З.Гиппиус до критика А.Бема.

Не издав ни одного альманаха, который обозначил бы общую мировоззренческую и творческую позицию, и не проведя ни одного коллективного вечера, поэты «Парижской ноты» тем не менее достаточно ясно выразили круг настроений и эстетическую ориентацию, позволившую говорить о целостном явлении. Ранняя смерть Поплавского и Штайгера, гибель Фельзена, ставшего жертвой нацистского геноцида, не позволили «Парижской ноте» осуществить свой потенциал и даже заставили Адамовича по прошествии двух десятилетий заявить, что «нота не удалась», сделав оговорку, что она «прозвучала не совсем напрасно». Однако приверженность этой программе Червинская или разделявший ее основные принципы поэт В.Мамченко (1901–1982) сохранили до конца своего творческого пути.

Хотите рассказать о статье друзьям?
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Sidebar