Вертинский, Александр Николаевич
Александр Николаевич Вертинский — исполнитель театрализованных песен-миниатюр и песен-новелл. Преимущество исполнял свои композиции самостоятельно, как и писал для них музыку. В авторских песнях Вертинского отразилась сложнейшая и трагическая эпоха пред и послереволюционных событий, во всех ее душевных изломах и надеждах своего поколения. Годы жизни и: 1889–1957.
Детство и юность
Родился Вертинский в 1889 в Киеве в семье присяжного поверенного. В возрасте трех лет потерял мать, в возрасте пяти – отца и оказался на попечении тетки. В девять лет поступил в Первую Александровскую гимназию, однако, хорошо проучившись первые классы, стал проявлять нерадивость в учебе и был переведен в менее привилегированную, где учился с каждым годом все хуже и был, наконец, исключен из пятого класса.
В 1912 были написаны его первые литературные рассказы: Моя невеста, Лялька, Отклики и др. Летом 1913 приехал в Москву. В качестве вольнослушателя посещал лекции в Московском университете. Осенью 1913 поступил в труппу Мамоновского театра миниатюр (ныне здание Театра юного зрителя).
Взрослые годы
Вертинский начал петь в эпоху футуризма и акмеизма. Творчество Вертинского рождалось, как скрещение на первый взгляд несовместимых традиций: русского романса, футуристической и акмеистской поэзии. Во время Первой мировой войны Вертинский не был призван в армию так как был еще слишком юн и болезнен, но желая помогать обездоленным и умирающим, он отправился на фронт и стал братом милосердия.
Эмиграция и возвращение на Родину
Горький опыт жизни эмигранта Вертинского начался в 1920 году в городе шумных восточных базаров и мечетей — Стамбуле (Константинополь) и закончился за тысячи километров в экзотическом красавце Шанхае в 1943 году. За годы скитаний на чужбине он много повидал и многому научился. Судьба закидывала артиста в Румынию и Польшу, Германию и Францию, США и Китай.
В 1935 году Александр Николаевич приехал из Парижа на гастроли в Шанхай. Его сразу очаровал этот город. Как утверждал Вертинских, в Шанхае «чувствовалось дыхание мирового центра». Его привлекало ощущение движения русской жизни. В Европе и Америке он этого не замечал. Там русские эмигранты растворились в основном потоке этих стран и были практически не отличимы от остальных. Но в Шанхае в 30-е годы 20-ого столетия русская колония в Шанхае достигала 25 тысяч человек. Издавались русские газеты, работали балетная школа и русский драматический театр. Русская диаспора с восторгом встретила приезд своего любимца и с нетерпением ждала его выступлений. Вертинский давал свои концерты в летнем саду «Аркадия» и кабаре «Ренессанс». Приходилось выступать и в кафешантан «Мари Роуз».
В 1942 году у 53-х летнего Александра Вертинского наступил новый период в жизни. Он обвенчался с 19-ти летней Лидией Владимировной Циргвава (род. 14 апреля 1923) — дочерью работника Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). И в следующем году (28 апреля 1943 года) у него родилась первая дочь — Марианна.
Однако, поэта и музыканта не покидала тоска по отчизне. В марте 1943 года Вертинский написал письмо В. М. Молотову и попросил разрешения вернуться домой, а уже в ноябре этого года он вместе с семьей приехал в Москву.
Работа в кино
Вертинский успешно начал сниматься в кино (в 1951 ему была присуждена Сталинская премия). Как артист кино, Вертинский обладал огромным творческим потенциалом, так и не получившим достойной реализации. Осталось подспудным и его тяготение к драматической сцене. С начала 1920-х он мечтал сыграть роль Барона в На дне М.Горького. Василий Качалов говорил Вертинскому впоследствии, что работая над ролью Барона, он вспоминал внешность и жесты Александра Николаевича. Смоктуновский, в свою очередь, считал, что Вертинский был создан для исполнения роли Каренина.
Вертинский снялся в роли кардинала в фильме М.Калатозова Заговор обреченных (1950), в роли Дожа Венеции в фильме С.Юткевича Великий воин Албании Скандербег, князя в Анне на шее И.Анненского, лорда Гамильтона в Адмирале Ушакове М.Ромма. Сыграл небольшие роли в фильмах Пламя гнева и Кровавый рассвет (незадолго до смерти). В кино он продолжал совершенствовать свое исполнительское искусство и показал себя мастером внешнего и внутреннего перевоплощения. Всегда узнаваемый на эстраде, он отличался поразительной неузнаваемостью в кино. Каждый созданный им образ на экране – это всегда законченный характер большой выразительности, неповторимости и эмоциональной наполненности.
Но главной в жизни Вертинского оставалась эстрадно-концертная деятельность, в которой он был воистину неутомим. В каких только городах Союза он не пел: от Прибалтики до Сахалина.
Весной 1957 Вертинский чувствовал прилив жизненных сил. Он энергично занимался подготовкой большого авторского концерта в Москве, находясь на гастролях в Ленинграде. Но внезапно в гостинице случился сердечный приступ и Вертинского не стало…