Последние статьи

    • Алексей Лызин
      Лызин Алексей Анатольевич — литератор и переводчик, член Правления Международного общественного объединения «Союз писателей ....
    • Валерий Рубин
      Рубин Валерий Данилович — журналист и публицист, автор поэтических и литературно-художественных работ. Родился 29 октября в 1941 ....
    • Владимир Слуцкий
      Владимир Юрьевич Слуцкий — прозаик, журналист. Также, публиковался под псевдонимом Влад Юрин. Родился 13 августа в 1955 ....
    • Артём Чанов
      Чанов Артём Николаевич — поэт, прозаик, педагог и общественный деятель. Родился 18 июля в 1986 году. Общие сведения Артём Чанов ....
    • Евгений Константинов
      Евгений Михайлович Константинов (псевдоним – Алексей Самочетов) – российский писатель-фантаст, главный редактор Антологии ....
    • Александра Мазуркевич
      Александра Валентиновна Мазуркевич  — российский художник и педагог. Автор ряда произведений для детей и семейного чтения. ....
    • Сергей Зеньков
      Зеньков Сергей Николаевич — театральный режиссёр, драматург, педагог, художник. Руководитель театра «Встреча» (Гомель). ....
    • Пономарёва Наталья Николаевна (NAT)
      Пономарёва Наталья Николаевна (NAT) — поэтесса первой четверти XXI века. Родилась в г.Ярославль — официальной столице ....
    • Анна Делеон
      Анна Делеон — современный автор книг для детей и их родителей. Родилась в Москве 28 июня в 1985 году. Общие сведения В 2002 году ....
    • Максим Мартынов
      Максим Викторович Мартынов — российский поэт и писатель, член Российского творческого Союза работников культуры. Родился 20 ....
    • Орлов, Борис Александрович
      Борис Александрович Орлов – поэт-маринист, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. Родился 7 марта в ....

Виктор Сергеевич Розов

Розов, Вктор Сергеевич — автор около 20 пьес в жанре социально-психологической драмы, написанных на материале современности и обращенных в основном к проблемам нравственности. Годы жизни: 1913–2004 г.г.

Биография

После окончания школы работал на текстильной фабрике, с 1931 актер в Театре рабочей молодежи и Театре юного зрителя в Костроме. В 1934 поступил в училище при Театре Революции (класс М.И.Бабановой), по окончании которого вошел в труппу театра. В июле 1941 ушел в народное ополчение. После тяжелого ранения руководил агитбригадой в Костроме, работал в передвижных фронтовых труппах, в Алма-Атинском ТЮЗе. В 1952 окончил Литературный институт им. М.Горького в Москве, в котором с 1958 руководил семинаром драматургии (с 1973 профессор).

Творческая деятельность

Уже в первых пьесах «Ее друзья» (пост. в 1949) и «Страницы жизни» («Твой путь», пост. в 1953) обозначились черты художественной манеры и круг интересов Розова: точность бытописания, любовь к простым житейским истинам, внимание к юношеским характерам.

Герой драматурга принадлежит, как правило, к одному и тому же возрастному и социальному кругу, только его проблемы и нравственный облик меняются в зависимости от времени: Алеша (В добрый час!, пост. в 1954) испытывает недоверие к красивым словам и жаждет личного опыта, мальчишка Олег (В поисках радости, пост. в 1957) наивно и отчаянно замахивается на мещанство; неприкосновенность своего внутреннего мира защищает Слава Заварин (Неравный бой, пост. в 1960), устоявшиеся ценности заново «опробует» атакующий скептик Володя (В дороге), с максимализмом юности требует расчета с прошлым молодой герой пьесы Перед ужином (обе пост. в 1962). В пьесе Традиционный сбор (пост. в в 1967) Розов сводит вместе сверстников через годы после окончания школы, чтобы сопоставить их не с точки зрения общественных и профессиональных успехов, но с «устаревших» позиций человечности, искренности, порядочности. Внутренняя ценность личности как залог сохранения и укрепления навственного потенциала нации – главная мысль Розова, которая определяет основную коллизию и других пьес драматурга (В день свадьбы, пост в 1964; Затейник, пост. в 1966; С вечера до полудня, пост. в 1970; Ситуация, 1973; Четыре капли, 1974; Гнездо глухаря, 1978; Кабанчик, 1981, опубл. 1987).

Угроза саморастраты, многоликость и живучесть угрозы «мещанства» раскрывается Розовым в динамичном и увлекательном сценическом действе, без опасения заставить зрителя смеяться и плакать, зачастую в мелодраматических ситуациях, с мягким юмором, что сообщает камерность, интимную доверительность гражданственным идеям писателя, не снимая при этом их остроты и актуальности. Пьесы Розова неоднократно экранизировались. Всемирный успех выпал на долю фильма Летят журавли (1957, реж. М.К.Калатозов; главный приз Международного кинофестиваля в Канне, 1958), поставленного на основе лучшего произведения Розова, пьесы о любви, верности и предательстве из времен Великой Отечественной войны Вечно живые (опубл. в 1956, пост. в 1957; первонач. вариант – Семья Серебрийских, 1943).

Среди других произведений драматурга инсценировка Брат Алеша по роману Ф.М.Достоевского Братья Карамазовы (1971, авторское название Мальчики); драма о судьбе вернувшихся с войны «афганцев» драм и комедия Скрытая пружина (обе 1989), посвященная нравам современных творческих работников; «пьеса-фантазия» Гофман (1991, опубл. в 1996), размышляющая о природе художественного творчества, о вечном «двоемирии» писателя, существующего одновременно и в действительном и в воображаемом пространстве; книга автобиографической прозы Путешествие в разные стороны (1987), полемическая публицистика.

Хотите рассказать о статье друзьям?
Sidebar